самообразование 2017-2020 год "Песочная терапия"
методическая разработка

Семенихина Елена Николаевна

самообразование 2017-2020 год "Песочная терапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pesochnaya_terapiya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад общеразвивающего вида»

 

 

 

План работы по самообразованию

Тема: «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Ф.И.О. педагога: Семенихина Елена Николаевна

Должность: воспитатель

Сроки реализации: 2017 – 2020 уч.г.

     

НИЖНЕДЕВИЦК, 2017 г.

Содержание  

Содержание:

1.  

План самообразования воспитателя Семенихиной Елены Николаевны

2.  

 Таблица 1. Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

3.  

 Таблица 2. Календарно-тематический план по проекту «Песочная страна – страна волшебства»

1. План самообразования

Актуальность выбранной темы

Метод sandplay (дословно - песочная игра) – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир  с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.

Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во- вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Пескотерапия для детей.

 

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательного ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».

Перенос традиционных психолого - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

        Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

  • обучающие(облегчают процесс обучения);
  • познавательные(с их помощью познается многогранность нашего мира);
  • проективные(через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

        Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги  олучают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
  2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
  3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

        Оборудование «педагогической песочницы».

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
  2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
  3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
  • лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
  • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
  • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндерсюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
  • набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
  • различные здания и постройки;
  • бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

Игры в пескотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

 

1.«Чувствительные ладошки» 

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

 

  1. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

 

  1. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

 

  1. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

 

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики ( индивидуальная и групповая форма) В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:
  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

          

         3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.).

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи самообразования по теме:  

  1. Рассмотреть важность и актуальность проблемы выбранной темы самообразования;
  2. Повысить собственный психолого-педагогический уровень знаний путем изучения научно-методической литературы, принятия участия в работе курсов, вебинаров по теме самообразования;
  3. Провести самоанализ и самооценку собственных занятий;
  4. Организовать и провести информационно-практико-ориентированный проект с детьми старшей группы «Песочная страна – страна волшебства»;
  5. Систематизировать работу по реализации песочной терапии с детьми дошкольного возраста; 
  6. Уметь применять, обобщать и распространять полученный опыт по данной теме.

 

Источники самообразования: методическая литература, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации.  

Формы самообразования:  

  1. Индивидуальная - изучение новинок методической литературы.
  2. Групповая -  участие в методических объединениях, семинарах, мастер-классах, курсы повышения квалификации.  

Предполагаемые результаты:

  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;  
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия);
  • Установление сотрудничества с родителями;
  • Приобретение мною опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
  • Распространение психолого-педагогического опыта: выступление на методических объединениях воспитателей, участие в конференциях и конкурсах разного уровня по теме самообразования.  

 

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Практическая деятельность

Аналитико диагностический

  1. Постановка проблемы.
  2. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
  3. Ознакомление с основными теоретическими положениями.
  4. Изучение образовательных технологий.
  5. Определение цели и задач работы над темой.
  6. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

7. Прогнозирование результатов.

2017-2018 уч.г.

  • Изучение литературы по проблеме     и имеющегося опыта (таблица 1). 
  • Изучение методического комплекса к реализации данного направления.
  • Изучение опыта педагогов округа (интернет ресурсы)
  • Изучить целеполагание, содержание и основные теоретические основы инновационных технологий в ДОУ в современных условиях.
  • Обобщение полученных теоретических знаний.
  •  Разработка методического материала.

Практический

  1. Апробация новых методов и приёмов на занятиях и внеурочной деятельности.
  2. Подбор дидактического материала.
  3. Формирование методического комплекса.
  4. Корректировка работы.
  5. Внедрение опыта работы.

2018-2019 уч.г.

  • Овладение достижениями психолого педагогической науки.
  • Открытые уроки и мероприятия
  • Разработка дидактических материалов, тестов, презентаций;
  • Организация проекта «Песочная страна – страна волшебства» (таблица 2).

 

Итоговый (перспективный)

1. Оформление результатов работы.  

2.Подведение итогов.

3.Определение перспектив в работе.

2019-2020 уч.г.

  • Транслирование опыта работы  
  • Участие детей в конкурсах разного уровня  

 

  1. Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

 

Название

Автор

Издательство, год

1.

Игры с песком, или песочная терапия

Грабенко Т.М.

Москва, 2014

2.

Технология игры в песок. Игры на мосту.

Сакович Н.А.

Санкт-Петербург,  2010

3.

Использование песочной терапии коррекционном образовании дошкольников

в

Тинникова О. А., Хакимова М. Е.

Москва, 2016

4.

Песочная терапия

Логинова О.И.

Москва, 2010

5.

Игры на песке. Работа с семьей и детьми

Ратникова Е.В.

Санкт -Петербург, 2013

6.

Юнгианская песочная психотерапия

Штейнхардт Л.

Санкт-Петербург, 2001

 

2. Календарно-тематический план по проекту «Песочная страна – страна волшебства»

Месяц

Мероприятие

Участники

Сентябрь

Ознакомительное занятие с кинетическим песком

Воспитатель и дети старшей группы

Октябрь

Родительское собрание «Ознакомление с проектом». Мастер-класс «Здравствуй, Песочная страна!»

Воспитатель и родители

Ноябрь

Групповое занятие «В гостях у Песочной Феи»

Воспитатель и дети старшей группы

Декабрь

Групповое занятие «День Рождения Машеньки»

Воспитатель и дети старшей группы

Январь

Самостоятельные игры детей с песком в сенсорной комнате

(подгрупповое занятие)

Воспитатель и дети старшей группы

Февраль

Индивидуальные занятия «Рисуем узоры на песке волшебной палочкой»

Воспитатель и дети старшей группы

Март

Самостоятельные игры с песком на индивидуальных дощечках в группе

Воспитатель и дети старшей группы

Апрель

Совместное занятие родителей и детей, посвящённое Дню Космонавтики

Воспитатель, родители и дети

Май

Родительское собрание «До свидания, Песочная страна!»

Воспитатель, родители и дети

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию инструктора по физической культуре на 2017-2020 учебный год на тему «Развитие двигательной активности детей в условиях ФГОС и вовлечение в спортивную жизнь родителей воспитанников»

        Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем де...

План по самообразованию 2017-2020 год

МБДОУ "Детский сад №8"Корсаковского городского округаСахалинской областиПлан по самообразованию 2017-2020 годмузыкального руководителя Мазун Е.Р....

Самообразование 2017-2020

laquo;Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовател...

План работы по самообразованию 2017-2020 учебный год

ТЕМА: «Познавательное  развитие детей раннего возраста посредством опытов и экспериментов»ЦЕЛЬ:Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское эксперим...

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...