«Свойства внимания детей дошкольного возраста»
статья

Внимание является одним из главных психических процессов, влияющих на успешность обучения дошкольников. Отечественные ученые в своих исследованиях установили роль и значение внимания и отдельных его свойств на развитие общего интеллекта ребенка. Особенно важно предлагать психологическую помощь детям, испытывающим трудности в усвоении программы детского сада из-за проблем с нарушением внимания или отдельных его свойств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 61 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

«Свойства внимания детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель

Соколова Анастасия Григорьевна

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, указывая на важность воспитания у детей внимания, отмечал, что умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребёнка самостоятельно

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

Идеальной формой, с которой начинает ребенок взаимодействовать, становятся социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей.

По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объекты для изучения и сосредотачиваться на них, что способствует более полному и четкому отражению действительности.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Теперь ребенок может выполнять операции с двумя-тремя предметами, может распределять внимание на несколько действий, а не быть сосредоточенным только на одном (это связано с автоматизацией действий). Повысившаяся устойчивость внимания позволяет ребенку выполнять работу, порученную взрослым. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя, детей от работы отвлекает шум.

Произвольным вниманием дети начинают овладевать в возрасте 4-6 лет. В возрасте шести лет дети должны самостоятельно управлять вниманием. Дети учатся приоритетности: внимание приковывается к тому, что в данный момент делать необходимо, а то, что для них более интересно отодвигается на второй план. Произвольное внимание характеризуется как активное и преднамеренное.

Возникновение произвольного внимания наблюдается при необходимости проявления воли, подразумевающей возможность сосредоточения на объекте, по отношению к которому следует произвести определенные действия. Психическому состоянию ребенка отведена значимая роль. Пребывание в неподходящем настроении, перевозбуждение, болезнь или возникшая на фоне переутомления слабость оказывают негативное влияние на способности, связанные с концентрированием и сосредоточением.

Возможность формулирования цели позволяет ребенку намечать объект заблаговременно, запуская процесс развития активного внимания.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что ребенок осваивает новые для себя виды деятельности, такие как игра, труд, практическая деятельность. В возрасте четырех-пяти лет ребенок осуществляет деятельность со словесной командой взрослого. Педагоги и родители говорят ребенку, чтобы он обратил на что-то внимание, не забыл что-то сделать. Словесные команды взрослого постепенно активизируют произвольное внимание ребенка, которым он раньше не владел. Развитие произвольного внимания связано с усвоением способов управления им. Сначала способом управления является жест взрослого, указывающего на какой-либо предмет, затем, в старшем дошкольном возрасте, жест сменяется на речь самого ребенка. Речь ребенка теперь приобретает планирующую функцию. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие произвольного внимания связано с волей и с освоением норм поведения человека, а также с постановкой цели и наличием мотивации.

К концу среднего дошкольного возраста у ребенка появляется не только произвольное внимание, но и послепроизвольное. Примером послепроизвольного внимания будет следующее: ребенок очень хочет поиграть со сверстниками в конструктор, однако, он дежурный и должен идти расставлять посуду. После того, как ребенок начинает выполнять свои обязанности, он гораздо меньше хочет играть начинает получать удовольствие от работы, которую совершает на дежурстве.

Вывод:

В среднем дошкольном возрасте внимание детей активно развивается. В раннем дошкольном возрасте у ребенка только складываются предпосылки для развития произвольного внимания. К концу дошкольного возраста произвольное внимание должно сформироваться окончательно. Это происходит засчет того, что ребенок в этом возрастном периоде учится планировать свою деятельность, а взрослый помогает ему научиться это делать, давая словесные команды. Кончено, появление произвольного внимания связано не только с этим, а еще и с тем, что активно развивается волевая сфера. Непроизвольное внимание все же остается ведущим. Если говорить о развитии свойств внимания, то Г. А. Урунтаева отмечает, что в раннем дошкольном возрасте внимание детей слабо концентрировано, неустойчиво, имеются трудности в распределении и переключении внимания, а также мал его объем. К концу среднего дошкольного возраста значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость.

Помимо этого, внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Если сравнивать изменения внимания ребенка к концу раннего дошкольного возраста и среднего, то можно отметить, что в раннем возрасте внимание приобретает предпосылки, которые развиваются в среднем, старшем дошкольном возрасте.

Список литературы:

  1. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т.— М., 1954. — Т. II.— C. 339.
  2. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений, стр.109-111
  4. О. В. Шапатина, Е. А. Павлова. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методический комплекс для специальности Психология, стр. 108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Развитие внимания детей дошкольного возраста

Презентация. Содержит теоретический и практический материал по теме "Развитие внимания детей дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов,  также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для развития таких свойств внимания, как устойчивость,переключаемость, концентрация необходимо выполнять следующие упражнения: 1.     Ребёнок должен очень быстро, но по возмож...

Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста

Мышление присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, воображении, внимании, речи, памяти.С помощью мышления дошкольники познают окружающий  мир во всем его многообразии, свойства...