«Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»
статья (старшая группа)

Истомина Елена Сергеевна

Уважаемые коллеги, данный материал раскрывает вопросы проведения прогулок в старшей группе, основываясь на нормах ФГОС и личном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_progulka.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Истомина Елена Сергеевна

Воспитатель

ГБОУ СОШ №38 отделение дошкольного образования детей

Приморского района, г. Санкт-Петербурга

Тема: «Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»

        Уважаемые коллеги, не правда ли, самое прекрасное время препровождения на работе это прогулка с детьми, так как она занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение для взаимодействия с детьми на свежем воздухе.

        Обратимся к букве закона, относительно проведения прогулок в дошкольном учреждении, где согласно СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953) , рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. Организуется прогулка два раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня.

        Стоит помнить, что пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития и профилактики утомления и психо-эмоционального состояния. Так же прогулка является важным и первым по наиболее доступным средством закаливания детского организма, так как она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.

        Создание условий двигательной активности детей наиболее целесообразно во время прогулок, как утром, так и вечером. Ведь именно движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит, оснащают кислородом головной мозг, а кого-то и наоборот, успокаивают, расслабляют и тонизируют Дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми и в тоже время умиротворёнными и спокойными. Всё это способствует выработке двигательных умений и навыков, укреплению мышечной системы, повышению жизненного тонуса.

Каждый воспитатель во время прогулки должен в полной мере реализовывать воспитательно  - образовательные задачи, такие как: оздоровление детей, физическое развитие, развитие самостоятельности, расширение кругозора, ознакомление с окружающим миром и воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

        Воспитатель формирует и способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, географических представлений (в соответствии с возрастными группой детей) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе. И дабы все выше перечисленные аспекты работы воспитателя были успешно выполнены необходимо разработать эффективное перспективное планирование этого режимного момента.

        Но сам процесс подготовки к прогулке начинается задолго до выхода на свежий воздух. Здесь не последним фактором является подготовка детей к прогулке, а это соблюдение гигиенических правил и норм и создание условий для соблюдения последовательности и правильности, согласно климатическим условиям, одевания детей. Здесь имеет не последнюю роль и взаимодействие с родителями в формате проведения бесед по этому вопросу, а именно соответствию верхней и групповой одежды температурному режиму как в группе так и на улице и в соответствии с особенностями теплообмена самого ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

        Так же проводятся беседы и с детьми по правилам алгоритма одевания на прогулку и раздевания после неё. У детей должны формироваться и закрепляться навыки самостоятельного, последовательного, одновременного одевания и раздевания в соответствии с погодными условиями. Воспитатели часто используют соревновательный метод, метод подражания, поощрения, а также раздельное одевание с использованием русского фольклора. В конечном результате, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

        В большем плюсе будут те педагоги, что наравне с детьми радуются и удивляются вместе каким либо новым открытиям или достигнутым результатам на прогулке. Ведь именно при таком тесном взаимодействии, как эмоциональном, достигается большая половина успеха при качественном проведении прогулки. Воспитанники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. Ведь только у заинтересованного воспитателя, который «познаёт» мир вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

        При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: наличие инвентаря и соответствующего оборудования, погодные условия, возрастной контингент детей, предшествующие прогулкам занятия в группе и многое другое. Сегодня прогулка включает в себя практически все аспекты формирования психологического, умственного, нравственного и физического развития детей, из-за чего и является самой интересной и непосредственной деятельностью как воспитанников, так и самого педагога.

        Существуют следующие разновидности прогулок:

1) типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов);

2) комбинированная (целевая прогулка и свободная деятельность);

3) прогулка – экскурсия – поход;

4) спортивные эстафеты;

        Структурными компонентами прогулки являются:

- разнообразные наблюдения, рассматривание, экспериментирование, опытная деятельность;

- трудовые поручения, трудовая деятельность детей;

- двигательная активность: подвижные, спортивные игры и игровые упражнения; индивидуальная работа по развитию основных видов движения

- игровая и самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальная работа по разным направлениям развития воспитанников, (развитие речи, познавательное развитие); работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений, индивидуальные беседы с детьми;

- художественно-эстетическое развитие детей (рисование на асфальте, лепка песочных и снежных конструкций);

- вариативность – одна деятельность сменяется другой в зависимости от интересов самих детей и их желаний.

        Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению воспитанников с окружающим миром с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе. Так же содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.

        Ведущее место во время проведения прогулки отводится подвижным играм. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни это прогулки с играми большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду - малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства, а в теплые весенние, летние дни и ранней осенью - игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии. В жаркую погоду актуальными становятся игры с водой. Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, игры с элементами спортивных игр.

        Необходимо также уделять внимание трудовой деятельности детей, организация которой зависит от погоды и времени года. Воспитатель при этом должен знать, что формирование трудовой деятельности возможно, если: ребенку интересен такой вид деятельности; ребенку посилен данный труд по объему и сложности выполнения работы; воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, интерес, одобрять и поощрять в желании довести работу до конца; старания детей направлены на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

        Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с группой, подгруппой воспитанников, а также индивидуально.

        Наблюдения за природой стимулируют детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины; развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение — традиционные методы; формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания — проблемный подход к процессу обучения; вовлечь детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы — восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты, экскурсии. Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение "трудных" звуков. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка во 2 младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).

Большие потенциальные возможности для всесторонего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.    ...

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации

статья роль прогулки в младшей группе ДОО, как провести прогулку с интересом...

Прогулка в младшей группе ДОО от педагогического замысла до его реализации

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)...

Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

   Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе- самое первое и прост...

Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

            Поваренных Динара ЭдуардовнаВоспитательГБДОУ Детский Сад № 91                   Красносел...