Прогулка во 2 младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).
методическая разработка (младшая группа)

Филиппова Светлана Михайловна

  Большие потенциальные возможности для всесторонего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.        

Нет ничего важнее здоровья детей, потому, я в своей работе с детьми дошкольного возраста основной целью считаю охрану и укрепление здоровья.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Филиппова Светлана Михайловна

                                Воспитатель

ГБДОУ Детский Сад № 39

Колпинского района СПБ

Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации

                                                      (из опыта работы воспитателя)

 

 

        Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно - образовательной  работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде предоставляется уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяется его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

       Нет ничего важнее здоровья детей, поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста основной целью считаю охрану и укрепление здоровья. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.  

       Цель прогулки - укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

       Задачи прогулки:

-оптимизировать двигательную активность детей;

-оказывать закаливающее воздействие на организм;

-способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;

-познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

-развитие самостоятельности.

       При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

      Чтобы дети охотно собирались на прогулку, заранее продумываю её содержание, вызываю у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.                                                                                                                                

     Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени, и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия: просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребёнку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям. Учу детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Когда большинство детей оденется, выхожу с ними на участок. За отдельными детьми следит няня, затем провожает их на участок. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

      Одним из основных компонентов прогулки является наблюдение. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение - основной метод обучения. Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка.

     Наблюдение за живой природой: выясняю и закрепляю с детьми название знакомых цветов, деревьев. Знакомимся с деревом – береза и ель, определяем их цвет, величину, строение. Закрепляем в памяти, где куст, дерево, трава. Даю понять, что зимой у деревьев нет листьев, как отличить дерево от куста. В процессе наблюдений за птицами обращаю внимание детей на строение птиц, их поведение, окраску, кто прилетел на кормушку (синица, воробей, сорока). Объясняю, как им голодно зимой, прививаю любовь и заботу о живых существах.

   Наблюдение за неживой природой: подготовка к восприятию сведений о временах года начинается у нас уже при одевании детей на прогулку. Выясняю название и назначение одежды с учетом изменения температуры на улице. Основные представления об изменениях в природе стараюсь преподнести на примерах, наблюдениях: падающих листьев с деревьев, искрящего снега, яркого зимнего дня, на которое обращаю внимание  

Использую художественное слово, проводим эксперименты («листопад» - подбрасываем листья; ловим снежинки – рассматриваем их, дуем теплым паром, делаем вывод, что снег тает; по ленточке – узнаем силу и направление ветра). Знакомство с такими явлениями, как листопад, снегопад, капель и другое. Использую для знакомства с явлениями стихи, заклички («Листопад- листопад», «Все деревья облетели» В. Мирович, «Снег, снег кружится» А. Барто, «Ветер – ветер ты могуч» А. Пушкин и другие.

        Наблюдения за трудом взрослых: учу детей уважать труд взрослых, побуждаю включаться в совместные трудовые действия. Предлагаю ребятам посильный труд и наблюдение за трудом дворника при уборке снега, за трудом воспитателя во время подготовки клумб к посадке цветов. Совместно разминаем камешки земли на клумбах, собираем камни и бумагу на участке.

         Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а в младшем возрасте по длительности – не превышали 5-20 минут. Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Формами организации труда детей являются: индивидуальные трудовые поручения, работа в группах; коллективный труд. Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определённых усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

      Обязательным компонентом прогулки я считаю подвижные игры и игровые упражнения. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

       В подвижные игры стараюсь вовлечь всех детей, особое внимание уделяю малоподвижным ребятам. Создала и пополняю картотеку подвижных игр, которые предварительно разучиваем в группе и закрепляем во время прогулки («Листопад», «Вейся венок», «По узенькой дорожке», «Беги к тому, что назову», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Раздувайся пузырь», «Птички и дождик», «Дед Мороз», «Снег кружиться», «Мыши водят хоровод», «Берегись - заморожу», «Шире шаг», «След в след», «Загони льдинку», «Бегите ко мне», «Поезд», «Узнай, чей след», «Найди предмет» и другие).

       Во время прогулок проводится индивидуальная работа с детьми: для одних организую игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Особое внимание уделяю пассивным детям, вовлекаю в совместные игры, даю индивидуальные задания, упражнения, играю вместе с ними. Я направляю самостоятельную деятельность, включаюсь в их игры, показываю игровые приемы.  Усложняю вопросами или заданиями, разнообразными предложениями. Поддерживаю художественным словом: потешками («Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирогу», «Мы печем пшеничные пироги отличные», «Друг веселый, мячик мой», «Шапка да шубка—вот и весь Мишутка»); поговорками («Дело мастера боится», «Береги нос в большой мороз», «Маленький да удаленький»); загадками; стихами («Арбуз» З.Александрова, «Лягушата» П.Золотов, «Добрый дождь» Я.Пиркулиев); песенками («Купите нашу девочку» И.Токмакова); подбадриваю высказываниями, сравнениями («Бегаешь быстро, как лошадка», «Какой веселый мячик» и т.д.

        Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Во время прогулки слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.
Чтобы прогулка была более насыщенной и дети охотно оставались на улице выношу дополнительный материал (песочные наборы, лопатки, мячи, машины, куклы, ледянки, строительный материал). В конце прогулки обязательно обращаю внимание на самообслуживание.  Прежде, чем зайти, мы очищаем сапоги от грязи, обмахиваем снег с себя, помогаем товарищу, убираем игровой материал.

         Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации

статья роль прогулки в младшей группе ДОО, как провести прогулку с интересом...

«Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»

Уважаемые коллеги, данный материал раскрывает вопросы проведения прогулок в старшей группе, основываясь на нормах ФГОС и личном опыте....

Прогулка в младшей группе ДОО от педагогического замысла до его реализации

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)...

Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

   Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе- самое первое и прост...

Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

            Поваренных Динара ЭдуардовнаВоспитательГБДОУ Детский Сад № 91                   Красносел...