Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).
статья (старшая группа)

Огорелкова Валентина

Статья об огранизации прогулки (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации                        (из опыта работы воспитателя).

Прогулка  в ДОО является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

  Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в   дошкольных организациях) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

   Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с.

Содержание прогулочной активности определяется согласно программе  образовательного учреждения и строится в рамках календарного планирования с учетом погодных условий. В холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находится под крышей (игры, рассказы, наблюдения), в жаркие дни — с экспериментов с водой.

Если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможности удовлетворить возрастную потребность в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр. Если перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм. Залогом полезной и увлекательной прогулки, соответствующей требованиям ФГОС ДО и позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи, является использование и последовательная смена структурных компонентов.

Структурные компоненты прогулки:

- наблюдения;

- двигательная активность;

- трудовая деятельность;

- индивидуальная работа

- самостоятельная трудовая деятельность.

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности ответственному педагогу важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.

По месту проведения прогулки подразделяются на несколько типов:

1.Прогулки на территории ДОУ.
2.Пешие прогулки за периметр учреждения.
3.Прогулки в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при плохой погоде.

По своей направленности прогулки имеют следующие категории:

- традиционные;
- целевые (с выходом за пределы ДО);
- тематические;
- экскурсия.

Исходя из видов прогулок, воспитатели, как правило, организуют ежедневные традиционные прогулки. За время своей педагогической деятельности, анализируя эффективность прогулок, могу сделать следующие выводы: прогулки могут быть более яркими, результативными, если имеют тематический вид, поэтому стремлюсь реже использовать прогулку традиционную, организуя  тематическую.  Разработку прогулки начинаю  с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включаю в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи. Соответственно подбираются как подвижные игры, так и индивидуальная работа на одну тему. Это даёт возможность закрепить изучаемый материал, проработать его более глубоко. Приведу пример тематической весенней прогулки в старшей группе.

Тема прогулки «Сравнение уличных и комнатных растений и цветов».

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы, продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: картинки из серии «Комнатные растения».

Компоненты прогулки

Содержание образовательной деятельности

 Наблюдение

Подвести детей к берёзе, вспомнить песенку, стихи о берёзе.

- Какой у берёзы ствол? Где у берёзы корень? Какие у берёзы края листьёв?

Детям предлагается посмотреть на картинку комнатного растения и сравнить с берёзой по внешнему виду

Индивидуаль-ная работа

Дидактическое упражнение  «Найди родственные слова».

Задачи. Закреплять знания о садовых цветах; развивать умение находить однокоренные слова, внимание.

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно послушать стихотворение и найти в нём однокоренные слова, запомнить их и назвать. Стихотворение «Цветник». Е Алябьева

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

Задача. Развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, растущего на участке, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят

Пальчиковая гимнастика

За окно скорее глянь:

Здесь у нас цветёт герань.

Перечисляют, загибая пальцы в кулак, начиная с мизинца

А здесь красавиц бальзамин,

Амарилис рядом с ним.

Фуксия, бегония

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польём,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами, обе ладошки соединяют «бутоном, поднимаю над головой и раскрывают «Цветком»»

Подрастайте день за днём!

Трудовая деятельность

Расчистка участка от сухих веточек. Обратить внимание детей на то, что сухие ветки не гибкие, тонкие веточки легко сломать

Игра подвижная

«К дереву – беги!»

. Дидактическая задача. Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; развивать умение быстро ориентироваться в них, находя нужное дерево.

Игровые действия. Поиск нужного дерева. Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву – беги!»

Игра подвижная «Садовник и цветы»

Цель: развивать умение быстро бегать, перебегая на противоположную сторону площадки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Играющие (цветы) находятся на одной стороне площадки, водящий (садовник) на противоположной стороне. Приближаясь к цветам, он говорит:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок.

Цветы отвечают:

Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

На последнем слове дети бегут на другую сторону  площадки. Садовник старается запятнать кого-то (сорвать цветок). Если ему это удается, тот, считается проигравшим.

Игра повторяется

Сюжетно-дидактическая игра «Цветочный магазин»

Задачи:
— формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени;
— культуру общения;
— использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой товар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен;
— связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно;
— развивать диалогическую речь, эстетический вкус.
Оборудование: букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухоцветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное варенье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.
Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посоветоваться с консультантом, подробно описать, пояснить назначение покупки

Самостоятель-ная игровая деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заметстителями, упражнения со спортивным оборудованием

И в заключение: важно  настроить воспитанников на прогулку. Пусть дети почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка во 2 младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).

Большие потенциальные возможности для всесторонего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.    ...

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации

статья роль прогулки в младшей группе ДОО, как провести прогулку с интересом...

«Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»

Уважаемые коллеги, данный материал раскрывает вопросы проведения прогулок в старшей группе, основываясь на нормах ФГОС и личном опыте....

Прогулка в младшей группе ДОО от педагогического замысла до его реализации

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)...

Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

   Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе- самое первое и прост...

Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

            Поваренных Динара ЭдуардовнаВоспитательГБДОУ Детский Сад № 91                   Красносел...