Патриотическое воспитание в России и других странах. Диалоговая площадка с родителями.
методическая разработка (подготовительная группа)

Материал для беседы с родителями дошкольников, младших школьников на тему патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_rossii_i_drugih_stranah.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий диалоговой площадки с родителями  

 Тему: «Патриотическое воспитание как форма воспитания гражданственности, любви и уважения к своей стране. Сравнительный анализ системы воспитания подрастающего поколения через формирование патриотизма в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, и России»

  1. Вступительная часть

Дошкольный возраст — это действительно время «благодатной почвы», поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств.

Уже практически традиционной в нашем учреждении стала диалоговая площадка с родителями наших воспитанников. Сегодня мы решили затронуть весьма актуальную и нужную тему патриотического воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Как нужно воспитывать патриота, с какого возраста, нужно ли семейное патриотическое воспитание или достаточно детского сада и школы?... А нужно ли вообще патриотическое воспитание? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.  И начнем со знакомством и оценки патриотического воспитания в других странах. Далее, проанализировав полученную информацию, сможем сравнить и сопоставить системы патриотического воспитания в разных странах и сделать вывод об эффективности данного процесса в нашей стране и об способах и формах патриотического воспитания в семье.

  1. Основная часть

Знакомство с принципами и особенностями гражданско – патриотического воспитания в таких странах, как Германия, США, Куба, Венесуэла, Китай. Обсуждение современной системы патриотического воспитания в России, обсуждение правильности и необходимости прививания чувства патриотизма в семье.

Теоретический материал информационного содержания

1.        Германия

Для немцев не так-то просто говорить о патриотизме даже спустя шестьдесят лет после окончания войны. Ни в одной другой стране мира люди не начинают так активно запинаться и заикаться при исполнении национального гимна. Да и нет, наверное, другой страны, где бы национальный гимн звучал так редко, как в Германии.

Национальную гордость в Германии после Второй мировой войны подменяли другие понятия: сначала послевоенное поколение было вдохновлено идеей единой Европы. Затем в интеллектуальных кругах заговорили о "конституционном патриотизме". Эту формулировку ввел в обращение немецкий философ Юрген Хабермас. Попросту говоря, он предлагал немцам гордиться Основным законом страны.

Детей патриотизму и гордости за свою страну в Германии вообще не учат. Считается, что они либо есть, либо их нет, насильно "прививать" их не требуется. Внутри страны немцы не кричат на каждом углу, в том числе в печатных и электронных СМИ, что они "самые-самые", однако не скрывают гордости за свое государство, когда иностранцы восторженно отзываются о хваленых немецких качествах - дисциплинированности, порядке и аккуратности.Понимание патриотизма и любви к родине здесь связывается со стремлением улучшить Германию по всем параметрам. Сдержанность немцев в отношении безграничного патриотизма и "патриотического воспитания" объясняется кроме прочего, конечно, германской историей. Фраза "я горжусь, что я немец" была главным лозунгом во времена национал-социализма, вызвавшего одну из самых ужасающих катастроф на нашей планете. Немцы на себе испытали, к чему может привести утрированный патриотизм. Поэтому педалирование патриотизма, основанного на собственной исключительности и превознесении всего государства, в Германии считается предосудительным. В государственных и учебных учреждениях или, например, полиции и прокуратуре ФРГ не найдешь портретов канцлера и президента. В школах нет никаких уроков патриотизма, пения национального гимна перед началом учебного дня, в вузах никаких лекций о славе и величии родины, а на государственном уровне никаких демонстраций во славу ФРГ с гимном и веющими национальными флагами.

Конечно, в Германии есть и региональный патриотизм. Однако он носит скорее этнографический характер. Например, баварцы на праздниках гордо выхаживают в своих кожаных штанах и дуют в охотничьи рожки, кельнцы безгранично любят свой карнавал, а берлинцы сухой прусский юмор. Однако в целом этот патриотизм такой же, как и государственный, - тихий, невысказанный, направленный не на сравнение с другими регионами или нациями, а вовне, то есть спокойное понимание того, чего достигла твоя земля или страна, чем она может гордиться, и простая удовлетворенность этим.

США

Американское государство в процессе патриотического воспитания сделало главное – дало американцам идеологию личной свободы, стабильную Конституцию, независимость судебной системы и верховенство закона. Активная пропаганда государственных символов осуществляется и через средства массовой информации.

В Соединенных Штатах с 2002 г. ежегодно 11 сентября отмечается День патриота в память о жертвах террористических актов. В борьбе с международным терроризмом особенно ярко проявились черты американского ультрапатриотизма, корнями уходящего в исторические традиции, сложившиеся в американском обществе на протяжении веков. Считается, что патриот-американец обязан защищать интересы США в любой ситуации, складывающейся в мире.

 Единой государственной программы национально–патриотического воспитания в США нет (и никогда не было). Тем не менее, элементы государственной политики по воспитанию патриотизма в американском обществе все-таки присутствуют. В ее основе лежат некоторые инвариантные принципы, восприятие которых позволяет американцам не только осознавать свою идентичность, но и достаточно агрессивно ее отстаивать. Например, свято соблюдаемая традиция, как исполнение гимна США перед началом занятий в колледже, университете. Известны случаи, когда студенты, не вставшие и не приложившие руку к сердцу во время исполнения гимна, подвергались бойкотированию и различным санкциям, вплоть до исключения из учебного заведения.

На воспитание патриотического чувства воздействует также американская массовая культура - прежде всего, кино. Правительство США на государственном уровне обязало кинодеятелей активнее эксплуатировать военную героическую тематику. В кинофильмах формировался  «правильный» имидж американских вооруженных сил, отдельных героев и постоянно  «подогревались» патриотические настроения в американском обществе. Военные ведомства США оказывают самое широкое содействие в съемках фильмов  «патриотической направленности»

Американские исследователи настаивают на том, что американский патриотизм отличается от любого другого, по крайней мере, наличием трех уникальных качеств (которые конструируются и внедряются в массовое сознание):

  1.   Подчеркивается, что в его основе лежат политические идеалы, а не идеи культурного или этнического превосходства. И это не удивительно для общества, которое в течение длительного времени рассматривало себя в качестве плавильного котла различных культур и этносов. В одном из своих выступлений, посвященных Дню независимости, президент США Дж. Буш-младший отметил, что «нет американской расы, есть только американское мировоззрение». В глазах американцев превосходство этого мировоззрения очевидно. Американские политические институты и идеалы в совокупности с практическими достижениями страны вселили твердую уверенность, что ценности, присущие американцам, должны быть универсальными. И угрозы в свою сторону они воспринимают не иначе как угрозы их ценностям.
  2. Считается, что на формирование американского патриотизма не повлияли чувство прошлых обид и воспоминания об унижениях со стороны других государств, тогда как в большинстве других обществ именно это чувство питает националистические настроения.
  3.    Утверждается, что национализм во многих других странах обращен в прошлое, американский же патриотизм смотрит в будущее. Согласно этой идеологии те, кто верит в превосходство американских ценностей и институтов, не останавливаются на своих исторических победах (несмотря на то, что эти победы относятся к ядру американской национальной идентичности). Вместо этого они смотрят вперед в ожидании лучших времен, и не только дома, но и за рубежом. И этот динамизм придает американскому патриотизму дух миссии и является следствием ограниченной коллективной памяти.

  Представления об уникальности черт американского национального самосознания и формирование соответствующих форм поведения влекут за собой явное неумение одного из самых патриотических государств в мире иметь дело с проявлениями патриотизма и национализма за рубежом. Наиболее ярким примером данного парадокса является война во Вьетнаме, где смесь американских якобы универсальных ценностей, противопоставленных коммунизму с верой в могущество собственной страны и ограниченностью национальной памяти, вылилась в разрушительную политику, которая привела к столкновению с патриотизмом вьетнамского народа, чей предыдущий национальный опыт был замешан на борьбе с иностранным владычеством (китайским, французским).

 У американского патриотизма есть две составляющие: первая – прагматическая, вторая – идеологическая. Американская модель патриотизма имеет много общего с либеральным самосознанием жителей развитых капиталистических стран, особенно в части прагматической составляющей, однако в идеологическом плане есть существенные отличия. Они заключаются в претензиях на демократическое мессианство, перенявшее немало общего от мессианства христианского, однако в качестве благ для своих приверженцев сулящим не рай в загробной жизни, но ценности «американской мечты», а также уверенность в том, что только США как «флагман свободного мира» могут обеспечить гарантию реализации прав и свобод всех людей на Земле.

  Идеологическая часть американского патриотизма в современном виде оформилась на волне антисоветизма и антикоммунизма, поднявшейся после Второй мировой войны, и затем эта форма активно культивировалась в период «холодной войны».

  Становление прагматической части уходит корнями в эпоху «отцов-основателей». США – страна, созданная эмигрантами, бывшая колония, добившаяся независимости в ходе «кровопролитной войны». Видный российский американист академик Н. Болховитинов указывал на Американскую революцию XVIII в., на принятые ею великие документы: Декларацию независимости, Конституцию, Билль о правах, как на определяющий фактор формирования американской цивилизации, «генетический код» ее развития

Подведем итог: существующая в США концепция патриотического воспитания молодежи работоспособна и эффективна. Вовлеченные в нее студенты, по окончании вуза, пополняют офицерский корпус воинских частей или вливаются в ряды офицеров запаса, выпускники университетов также трудятся на благо общества. Руководство США стремится максимально учитывать тенденции времени для реализации своих целей, связанных с укреплением авторитета страны, армии и флота США. Существенным подспорьем в этом служит деятельность общественных организаций: ветеранских, религиозных и других. Однако важнейшей современной тенденций патриотического воспитания молодежи становится постепенная смена приоритетов в информационно-коммуникационном отношении в пользу Интернета и игровой компьютерной индустрии.

  Ни в одной стране мира нет такой концентрации музеев, памятников и ветеранских комплексов, известных своим высочайшим художественным уровнем скульптурных композиций и архитектурных решений. Так, 75-метровая Стена Вьетнамского мемориала является самым известным военным памятником США. На полированную гранитную поверхность нанесены 58 256 фамилий всех американских военнослужащих, погибших или пропавших без вести в Юго-Восточной Азии между 1957 и 1975 гг. Арлингтонское Национальное кладбище, самое известное в мире воинское захоронение, тоже находится в Вашингтоне. Первый солдат похоронен на этом кладбище в 1864 г. На территории в 250 га покоятся более 300 тыс. военнослужащих США. Здесь захоронены солдаты и ветераны всех войн, начиная с Американской революции и кончая войной в Ираке и Афганистане.

   Каждый год 11 ноября, в день окончания Первой мировой войны, отмечается в США как День ветеранов. В этот день президент выступает у могилы, где покоятся останки неизвестных солдат, один из которых погиб во время Первой мировой войны, другой – во время Второй мировой, а третий – во время войны в Корее

Куба

В сегодняшнем буржуазном обществе патриотизм кажется решением всех проблем или, по меньшей мере, все проблемы объясняются недостатком патриотизма. Сущность буржуазного патриотизма ясна - это развитие национального капитала, и такой патриотизм поэтому - реакционен и не может дать ничего для революционного движения

Но может ли патриотизм быть спутником социализма? В этом плане уникален опыт Кубы - страны, где вся революция как до 1959 года, так и после, проходит под патриотическими лозунгами. Конечно, как объяснял Ленин в работе «Карл Маркс», тезис о том, что рабочие не имеют отечества, сформулирован для развитых капиталистических стран, где на место национальных антагонизмов открыто становятся классовые. Другое дело - колониальные страны, где борьба за национальное освобождение - неотъемлемый шаг в борьбе за социальное равенство. Поэтому лозунг «Родина или смерть!» был неизбежен и оправдан для кубинской революции и остается таким до тех пор, пока право народа Кубы на самоопределение подвержено опасности. Кубинский патриотизм, наверное, как и советский - это не абстрактная любовь к природным красотам страны и привычному образу жизни - это ненависть к империализму, это борьба за продолжение прогрессивных социальных преобразований.

Однако, только с первого взгляда кубинский патриотизм ограничен любовью к своей родине. Для того, чтобы понять, что такое патриотизм на Кубе, нужно знать историю этого народа и Латинской Америки в целом. Всем известны имена кубинских национальных героев, первый среди которых - Хосе Марти, лидер освободительного движения от Испании, второй - Антонио Масео, его товарищ, героизм которых, казалось бы, насквозь патриотичен. Однако, в действительности истоки их борьбы лежат вне кубинских границ - в освободительной войне, начатой Симоном Боливаром. Боливар, родившийся в Венесуэле, но длительное время живший в Европе и ознакомившийся с передовыми идеями того времени, начал борьбу против испанского господства не только в Венесуэле, но и в Колумбии, Панаме, Эквадоре, Перу, Боливии, намеревался выслать освободительные силы на Кубу. Так вместе с необходимостью войны за независимость он вызвал к жизни в сознании прогрессивных людей континента и такое явление как «Южная Америка». Для него не было национальных границ: существовало единое целое - народ, порабощенный жестоким колониальным игом. Так в действиях Боливара впервые в Латинской Америке сознанием человека овладевает реальное положение дел - отсутствие границ для империализма. С тех пор освободительная борьба в Латинской Америке всегда была выше национальных границ.

Фидель Кастро в одних из своих «Размышлений» писал, что Марти он обязан своими патриотическими чувствами и пониманием того, что «Родина - это человечество». Дальше Фидель пишет: «Не будучи мартианцем, нельзя быть боливарианцем; не будучи мартианцем и боливарианцем, нельзя быть марксистом, и не будучи мартианцем, боливарианцем и марксистом, нельзя быть антиимпериалистом; без этих трех понятий нельзя было в нашу эпоху задумать революцию на Кубе». Почему первая ступень здесь - Марти, а не Боливар? Наверное, сказанное Фиделем значит, что через идеи Марти, через патриотизм как чувство глубокого несогласия с несправедливостью в своей стране, рождается понимание порабощения других стран и сознание, что народы должны выступить против тирании единым фронтом.

Поэтому патриотизм и интернационализм для кубинцев - исторически понятия не взаимоисключающие, а взаимообуславливающие. И это доказано тяжелым и героическим путем всей кубинской революции.

Сразу после победы революции Куба заняла активную позицию на международной арене, предоставляя масштабную помощь порабощенным народам Латинской Америки, Азии, Африки. С тех пор кубинские миссии несколько раз меняли свои задачи соответственно изменениям положения в мире и конкретных странах, так что если все начиналось с военной поддержки в борьбе с империализмом, то сейчас это в основном медицинские и образовательные миссии, но факт остается фактом - революционная Куба всегда отдавала огромную часть сил и ресурсов на помощь тем странам, народы которых в ней нуждались.

Благодаря кубинским образовательным миссиям была ликвидирована неграмотность в Венесуэле, Боливии и Никарагуа, обучены грамоте миллионы людей в Аргентине, Мексике, Эквадоре, Колумбии, Нигерии, Мозамбике, ЮАР, Гвинее-Бисау, Новой Зеландии. Благодаря кубинским медицинским программам люди многих стран мира впервые увидели врача и получили доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию высокого класса. Куба предоставляет помощь не в обмен на экономические выгоды, а просто потому, что эта помощь нужна людям и есть политическая возможность ее оказать. Лучшее свидетельство этому - программа помощи украинским детям, пострадавшим от Чернобыля, которую Куба не прекратила после краха Советского Союза и несмотря на все нежелание бывшего президента Украины содействовать реализации этой программы. И все это Куба делает в ситуации, когда ее собственные экономические возможности очень ограничены экономической блокадой и постоянными диверсиями со стороны США. Просто кубинцам понятно, что если этого не сделают они - этого не сделает никто, потому что капиталистические правительства, даже самые богатые, принципиально не могут заниматься такими неприбыльными вопросами как ликвидация безграмотности или обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Поэтому не странно, что патриотизм кубинцев оборачивается интеграционными процессами в Латинской Америке - социализм появился в ней не с приходом Чавеса или Моралеса, он появился в ней в тот же час, когда появился на Кубе. Социализм не знает границ - это доказывала миру Куба много лет, это доказывает теперь АЛБА - альянс восьми латиноамериканских стран (Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины), строящих новый, невиданный еще тип международных отношений. Идеи Боливара, как и писал Фидель, стали следующим после идей Марти этапом становления революции в Латинской Америке.

Продолжением этого движения должен стать марксистский этап, который выведет латиноамериканскую революцию на мировой уровень борьбы человечества за новое, разумное общество.

 Венесуэла

Одной из основных форм патриотического воспитания является воспитание на положительных исторических примерах, которые взращивают чувство гордости за свою страну, дают концептуальное понимание ее истории. Здесь патриотическое воспитание тесно смыкается с идеологическим воспитанием, т.е. воспитанием у учащегося верности базовым принципам какой-либо идеологии, поскольку любая идеология выстраивает факты национальной истории таким образом, чтобы подтвердить свою политическую концепцию. Школьный курс истории в силу ограниченности объема всегда подвергается отбору фактов и материалов, а ограниченность критического мышления школьников делает возможным изложение национальной и мировой истории в рамках единственного методологического подхода. В таких условиях те идеи и концепции, которые закладываются в учебник автором, очищенные от излишних фактов, вольно или невольно становятся мощным оружием пропаганды. И любое государство, обращающее внимание хотя бы на патриотический аспект воспитания учащихся, неизбежно будет оказывать влияние на содержание учебных программ. Особенностью Венесуэлы является провозглашаемая «перманентная революция». С точки зрения современного венесуэльского правительства Н. Мадуро наблюдается процесс борьбы сил революции и контрреволюции. Поэтому воспитанию детей в правильном, революционном духе придается огромное внимание, тем более что венесуэльская оппозиция (т.е. контрреволюция) ведет свою пропаганду во многом на основе определенным образом трактуемых исторических фактов. Идет своеобразная битва за умы молодежи, победа в которой будет оказывать влияние на дальнейшую судьбу боливарианского правительства. В условиях напряженных идеологических баталий не представляется возможным для боливарианских идеологов опора только на школьную программу. Учебник, каким бы хорошим он не был, лишен фактологической глубины. В условиях битвы за умы он недостаточно хорошо формирует картину мира, оставляя в ней зияющие лакуны, позволяя пропаганде второй стороны сравнительно легко разрушать сформированную учебным материалом картину мира. И здесь боливарианская идеологическая мысль пришла к необходимости создания системы изданий, которые, предлагая значительно более подробный материал, чем школьные учебники, оставались бы в русле «единственно верной» идеологии. Опираясь на схожий с оппозиционными работами фактический базис, эти издания должны давать совершенно иные трактовки, тем самым предлагая стройные, законченные и провластные концепции национальной истории для тех учащихся, которым интересен материал за пределами учебника. Создание упомянутой сети изданий было возложено на Национальный центр истории .

Это научный институт, финансируемый государством и являющийся «координирующим органом политики венесуэльского государства по вопросам познания, 411 научного исследования, защиты и распространения национальной истории и коллективной памяти венесуэльского народа». С момента начала реализации этой программы в 2008 г. была создана целая сеть периодических изданий и несколько серий одиночных работ. Эта сеть охватывает разные уровни познавательного интереса и ориентирована на читателей с различным уровнем критического мышления и базовой подготовки.

Основным компонентом этой сети с момента ее возникновения остается научно-популярный журнал Memorias de Venezuela (рус. Воспоминания Венесуэлы), ориентированный на учащихся средней и старшей школы [2]. Журнал Memorias de Venezuela издается раз в два месяца, распространяясь в значительных количествах среди школьных библиотек за счет государства . Предполагается, что заинтересованные ученики будут сами читать его в библиотеках, а также преподаватели будут предлагать учащимся материалы журнала как основу для написания ими разного рода реферативных работ. Журнал издается на качественной глянцевой бумаге, отлично иллюстрирован и обладает ярким, «цепляющим» дизайном. Вместе с тем, структура журнала достаточно хорошо продумана и отвечает нуждам патриотического и идеологического воспитания.

Президент Венесуэлы Уго Чавес утвердил список литературы для школьников, с которой они в обязательном порядке должны будут знакомиться. Это монографии президента страны, «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса, труды Че Гевары и другие произведения, которые помогут им избавиться от капиталистического мышления, а также укрепить коллективное сознание и лучше понять идеалы и ценности, «необходимые для строительства социалистической родины»

Китай

-- Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Госсовет КНР опубликовали план действий по усилению патриотического воспитания в новую эпоху.

Усиление патриотического воспитания в новую эпоху имеет важное и далеко идущее значение для поднятия национального духа, консолидации силы всей нации, обеспечения решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, великой победы социализма с китайской спецификой в новую эпоху, и тем самым осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации, говорится в документе.

Патриотическое воспитание в новую эпоху должно вестись, опираясь на марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, важные идеи тройного представительства, научную концепцию развития и идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи, подчеркивается в документе.

Патриотическое воспитание, темой которого является реализация китайской мечты о великом возрождении китайской нации, должно вестись в поддержании единства любви к партии, любви к стране и любви к социализму с упором на защиту единства Родины и национальной сплоченности.

В документе подчеркивается важность идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи в вооружении партии и воспитании народа.

Патриотическое воспитание должно вестись, фокусируя внимание на воспитании в духе социализма с китайской спецификой, китайской мечты, внутренних реалий и мировой обстановки, а также добрых китайских культурных традиций.

В документе указывается, что в ходе реализации данного плана необходимо уделять внимание молодежи, и патриотизм должен встраиваться в весь процесс школьного образования.

Документ требует наилучшим образом использовать СМИ, лучшую литературу и художественные работы, а также патриотический онлайн-контент для создания здоровой атмосферы для патриотического воспитания в новую эпоху.

Ученые современного Китая серьезно задумались о культурной основе патриотического воспитания. Они пытаются проанализировать новые возможности и вызовы китайской культуры в ее современном положении. Проблемы идеологической эмансипации, изменений культурного развития в условиях влияния Запада, растущей конфронтации с Интернет, как основного источника информационно-коммуникационных технологий – все это требует содействия китайской культуры и создания общего духовного дома для китайской нации, укрепления культурного развития страны и национального самосознания; повышения международной конкурентоспособности китайской культуры под руководством Коммунистической партии Китая. Патриотическое воспитание в Китае базируется на современных основах экономической системы, запросах государства с учетом глобализации мировой экономики и интересов авторитетных представителей страны. Задачи патриотического воспитания направлены на укрепление коллективного духа; формирование массового сознания нации; содействие рациональному, открытому, спокойному, уверенному авторитету власти; осознание важности коллективной работы во внедрении инноваций; повышение осведомленности отечественных предприятий о социальной ответственности.

Патриотизм в Китае тесно связан с понятием Родина, которая представляет собой народ, страну и свою собственную плоть и кровь. Любовь к Родине – это любовь к своим братьям и сестрам, родственникам и друзьям, к предкам и истории. Родина также представляет собой культуру, связанную с государством и нацией, и каждый народ имеет свою культуру. Любить Родину – это не только знать национальный язык и обычаи, одежду, продукты питания. Более важно знать традиционные ценности нации, способы мышления и правила поведения. В современном Китае патриотическое образование ориентирует людей глубоко задуматься о таких ценностях как: воссоединение Родины и единение всего народа; гармоничное соотношение социалистической демократии, обладающей китайской спецификой, с капиталистической демократией Запада; укрепление национального единства; опора на марксистскую концепцию в области прав человека и образования. Очевиден тот факт, что первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. С самого раннего возраста ребенок ощущает любовь к своим родителям и всей семье, своему двору, городу, окружающей природе. В Китае, как и в России в семейном воспитательном пространстве традиционным является взаимодействие трех поколений, когда ребенок включен в интерактивное общение с родителями, бабушками и дедушками

С давних времен так повелось, что родители личным примером формируют в детях восприятие жизни, которое проявляется в отношениях со старшим поколением, близкими и дальними родственниками, соседями, друзьями и незнакомыми людьми. Здесь следует отметить важную роль проявления патриотических чувств родителей в обычной жизни, когда они достают семейный альбом и рассказывают детям о героических страницах в истории своей семьи, о забавных ситуациях из своего детства, о дедушках и бабушках. Посещение театров, тематических выставок и музеев, мемориальных памятников с семьей, а не только в составе школьной экскурсии, формирует в ребенке уважение к культурному наследию своей страны и представление о семье, как о многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка

В Китае патриотизм является основой и предпосылкой для нормального развития ребенка. Лу Шижен пишет, что с учетом возрастных особенностей и на основе позитивного мышления у ребенка необходимо формировать отношение к Родине, к концепции народа, чтобы подавить негативное поведение и пропагандировать здоровый образ жизни. Семья должна быть полностью осведомлена о содержании и средствах патриотического воспитания, создавать специальную семейную среду воспитания патриотизма, с учетом возрастных особенностей. Также важно применять все ситуации и разнообразные средства семейной жизни для воспитания патриотизма на каждом этапе развития ребенка. Лу Шижен дает родителям ряд рекомендаций по патриотическому воспитанию детей в семье. Во-первых, необходимо ясно понимать, что такое «патриотизм». Во-вторых, родители должны обратить внимание на их собственные моральные установки, определить значение и направления развития патриотизма. В-третьих, понимать важность воспитания патриотизма на всем, что составляет жизнь ребенка, даже на мелочах. В-четвертых, уделять внимание воспитанию и развитию патриотических эмоций. В-пятых, направлять своих детей проявлять дух патриотизма в реальной жизни. В-шестых, подавать детям личный пример патриотизма и моральных устоев. В-седьмых, использовать средства мотивации: награждения и наказания, укрепление влияния семейного воспитания патриотизма.

Россия

Разрабатываются и реализуются ведомственные и региональные программы и подпрограммы патриотического воспитания граждан. В системе школьного гражданского и патриотического воспитания выделяют несколько главных направлений: воспитание у учащихся патриотического сознания и поведения, гражданской и патриотической позиции, общественно значимой мотивации патриотической деятельности, уважения к государственной символике в процессе обучения и внеучебной деятельности, подготовка школьников к службе в армии, организация школьного краеведения и др.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Разрабатывая концепцию и программу патриотического воспитания учащихся, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов над личными; терпимое отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости. Ее содержательная часть включает такие идеи, как создание воспитывающей сре-ды и опыта патриотического поведения, использование воспитательно-образовательного и развивающего потенциала содержания учебных дисциплин для формирования патриотических взглядов и убеждений, исторического сознания учащихся; использование учебного диалога; самостоятельной поисковой деятельности; проблемных ситуаций с целью выработки патриотических ценностных ориентации; формирование положительной мотивации и раз-витие гуманных отношений; самодеятельное участие учащихся в различных видах патриотической творческой деятельности, отличающихся разнообразием форм, методов и средств. Основными методами организации патриотического воспитания являются убеждение, организация практической деятельности, методы стимулирования, оценки и самооценки. Главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

Процессуальная часть организации патриотического воспитания предусматривает использование вариативных технологий: информационных, проблемного обучения, исследовательских, технологий саморазвития личности, военно-патриотического воспитания, технологий взаимодействия с социумом.

Почитание своих родителей, предков (отца и мать надо почи-тать) с одной стороны, и уважение гостя (<Что есть на печи, то на стол мечи>) - с другой, характеризует открытость русского человека.

Яркие отличительные черты есть у каждого народа, этноса. Знание их, ориентация на особенности поведения, типологические характеристики народов дают возможность каждому человеку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Региональные программы, учитывая, что краеведение является главным средством воспитания у учащихся патриотизма, включают систему мероприятий патриотического характера. С целью активизации деятельности в указанном направлении в образовательных учреждениях создаются музеи истории развития родного края, которые становятся центрами формирования граждан-ственности и патриотизма учащихся. Проводятся праздники города, научно-практические конференции, посвященные поисковой деятельности и результатам исследовательской работы; изучается и обобщается опыт патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях и социуме. В конкретной обстановке, например в социуме, учащиеся приобретают опыт гражданского поведения, реализуют важнейшие человеческие ценности, выра-жают отношение к обществу и самим себе.

На основе региональных программ разрабатываются конкретные программы воспитания школьника как гражданина. Например, при разработке программы воспитания школьника конкретного города следует акцентировать внимание на блоках качеств личности, включающих воспитание патриота России, патриота своего города, человека культуры, активного труженика, духовно-нравственной личности, творческой индивидуальности.

При формировании гражданской грамотности школьников важно использовать вариативные технологии развития, когда учащимся предлагается подготовить проекты патриотического характера для различных гражданских и общественных служб, учреждений и организаций. При этом могут быть использованы инновационные способы и приемы, применяемые в моделировании, создании проектов, например таких, как фрагменты деловых и ролевых игр.

Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания.

 Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события.

 Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям: – Пропаганда спорта и здорового образа жизни; – Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения; – Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну; – Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности; – Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;


 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...

Моя Россия и другие страны

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до...

Моя Россия и другие страны

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Россия, моя страна"

Мероприятие посвящено празднику "День накродного единства"Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю. Развитие у детей интереса к истории России....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе"Наша страна - Россия"

конспект оод по нравственно -патриотическому воспитатнию для детей старшей группы...

конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя страна-Россия"

конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя страна-Россия"...