Фольклорное развлечение "Масленица"
план-конспект занятия

Каравайкина Мария Владимировна

Досуговое мероприятие празднования Масленицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklernoe-razvlechenie-dlya-detey-maslenica.docx109.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Кромского района Орловской области  "Детский сад № 3"

Сценарий  фольклорно-музыкального развлечения для детей

" Боярыня Масленица пришла - с собой Весну привела!"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/2/2517_34a28c6cba7ace585c909aaa9643d047.jpg.jpg

Подготовил воспитатель:

Каравайкина М.В.

февраль 2018 г.


Историческая справка: 
Масленица - праздник, насыщенный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к своему ближнему. Подготовка к этому чудесному событию занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А, вот четверг, пятница, суббота и воскресение называли днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы.
Цель: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным праздником Масленица, приобщение к истокам русской культуры посредством народного фольклора.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю;
• Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица», его символами, традициями.
Образовательные:
• Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, заклички, развивать интонационную выразительность речи;
• Активизировать речевое развитие детей через двигательную и театрализованную деятельность.
Развивающие:
• Развивать увлечение русскими народными играми: учить детей в них играть, развивать быстроту, ловкость, внимание.
Предварительная работа: Беседы: «Масленица», «Весенние приметы». Рассматривание картинки «Масленичные гуляния». Разучивание закличек и стихов о весне и Масленице, разучивание русских народных игр.
Словарная работа: Масленица, боярыня, закличка.
Действующие лица:
• Ведущая, бабушка Настасья, в народном костюме (воспитатель);
• Дети в русских народных костюмах;
• «Боярыня Масленица» - воспитатель;
• «Весна» - воспитатель;
• Матушка Зима – воспитатель.

Ход развлечения:

(Музыкальный зал оформлен в виде нарядной сельской улицы. 
Бабушка Настасья встречает гостей, детей. 
Дети заходят в зал под веселую народную музыку.)

Бабушка Настасья: 
- Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие!
Я, бабушка Настасьюшка, давно к вам в гости собиралась, 
в кокошник новый наряжалась! (прихорашивается),
И про гостинцы не забыла – 
Баранки, сушки вам купила! (показывает на угощение на столе),
- А начну я нашу встречу с загадки, слушайте:
Расчудесный праздник русский, есть в преддверии весны!
Этот праздник очень вкусный, каждый дом печет…(блины!)
Дети: - Блины! 
Бабушка Настасья: - Правильно, блины! А как этот праздник называется, 
когда пекут блины, знаете?
Дети: - Масленица!
Бабушка Настасья: - Правильно, ребята! 
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Давайте вместе позовем Боярыню Масленицу! 
Давайте вместе пропоем закличку!
Бабушка Настасья и дети зовут Масленицу закличкой:
Едет Масленица дорогая, 
Наша гостьюшка годовая, 
На саночках расписных, 
На кониках вороных. 
Живет Масленица семь деньков!
Оставайся, Масленица, хоть на семь годков!


(В зал входит сердитая - Матушка Зима)
Матушка Зима: - Это я, Матушка Зима! (грозно)
Вон, что задумали, праздновать?! А меня не пригласили!
Не позволю веселиться вам!
Бабушка Настасья: 
- Матушка Зима, твое время заканчивается!
Вот Масленичную неделю - отгуляем-отпразднуем, а там, и Весна скоро придет!
Надоели нам твои проказы, холода да морозы!
Матушка Зима: 
- Весны захотели? Застужу, заморожу! Все дороги замету, запорошу!
Сейчас позову своих помощников – Метель, да Вьюгу!
Бабушка Настасья: 
- Матушка Зима, не злись, не ругайся, не пугай деток! (ласково)
Как ты не понимаешь, время твое вышло, по народному календарю!
Скоро наступит весенняя пора! 
Грачи прилетают, на своих крыльях Весну приносят!
Матушка Зима: 
Ну, ладно, уговорили! Отступлю! Но у меня к вам одно условие!
Вы с ребятами, напоследок, должны со мной поиграть, тогда я отступлю! Согласны?
Дети: - Согласна!
(Матушка Зима с детьми играет в подвижную игру: «Пришла зима»)

Подвижная игра «Пришла зима»


Цель игры: Быстрое выполнение устных указаний ведущего. Упражнение в беге.
Правила и ход игры:
Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: 
«Пришла зима» (все прыгают на месте),
«Пошел снег» (дети останавливаются, кружатся вокруг себя),
«Завыла вьюга» (все бегут по кругу),
«Началась метель» (игроки стараются идти на полусогнутых ногах),
«Намела метель сугробов» (присаживаются на корточки).
Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.
Зима: - Спасибо, дети, что поиграли со мной! Я ухожу, до скорой встречи!
(Матушка Зима прощается с детьми и уходит)
Бабушка Настасья: - Ребята, Матушка Зима ушла, будем ждать ее на следующий год!
(В зал под русскую народную музыку входит Боярыня Масленица)
Бабушка Настасья:
- Милости просим! Гостья важная, долгожданная!
Боярыня Масленица: 
- Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!
Встречайте меня радостью, Весельем, беззаботностью! 
Поиграть пришла я с вами! Давайте вместе вспоминать русские забавы!
Как играли наши бабушки, да дедушки!


(Боярыня Масленица вместе с детьми играет в подвижную игру: «Гори, Солнце, ярче!)

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче!»

Цель игры: Развитие у детей ориентировки в пространстве. Упражнение в беге.
Правила и ход игры:
«Солнце» выбирается по считалочке. 
Дети идут хороводом. «Солнце» - в центре круга. 
На слова «Гори, солнце, ярче» подходят ближе к «Солнцу», 
сужая круг; делают поклон; на слова «летом будет жарче» - 
отходят, расширяя круг.
В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку - «Солнце»),
Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее! 
(Дети проходят на свои места и садятся стульчики).

Танец "Веснянка" в исполнении младшей группы


Бабушка Настасья: - Дорогая Боярыня Масленица! 
Спасибо тебе, что поиграла с нашими детьми, 
теперь мы тебя повеселим. Наши дети много закличек знают!

Дети старшей группы читают заклички:

1. Ребенок: 
- Широкая Масленица! 
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, 
Блинами объедаемся!
2. Ребенок: 
- Ты прощай, прощай, 
Наша Масленица:
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в понедельник, 
Всю неделю веселье!
3. Ребенок: 
Уходи, зима! Приходи весна!
Прощай зима! Прощай, Масленица!
4. Ребенок: 
Приди, Весна-Красна,
Принеси нам тепла!
Приди, погода ясная,
Приди, солнце красное!
5. Ребенок:
Приди, Весна, с радостью,
Приди, Весна, с милостью!
Солнце, землю согревай,
Дай богатый урожай!
Бабушка Настасья: 
- А еще наши дети петь и танцевать умеют!


(Дети встают в круг)

Хоровод «Веснянка» младшая группа

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда
Ой, вода, ой, вода, 
Нету снега, нету льда.
2. Прилетели журавли,
И соловушки малы,
Журавли, журавли,
И соловушки малы,
3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем,
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем!
Все дети: Весна, весна, весна!


(Входит в зал Весна в весеннем наряде. Звучит фонограмма «Пение птиц»)
Весна:
- Я, Красавица-Весна! 
Бужу я землю ото сна!
Соком напою я почки, 
Расцветут в лугах цветочки.
Прогоню я с речек лед, 
Светлым делаю восход!
Всюду: в поле и в лесу, 
Радость людям я несу!

На полянке, на лучистой,
Не широк, и не глубок,
Целый день водою чистой,
Льется звонкий ручеек!

Танец "Масленые гуляния" в исполнении старшей группы


Бабушка Настасья: 
- Интересно, а наши ребята умеют прыгать через ручеек? 
Давайте посмотрим, какие они смелые, да ловкие?


(Дети встают друг за другом, и прыгают через препятствие - «ручеек»)

Игра «Ручеек»

Цель игры: Упражнение детей в перепрыгивании через препятствие, «ручеек».
Правила и ход игры:
Дети стоят в колонне друг за другом, и на слово 
«Ух», - все вместе перепрыгивают через ручеек:
Разлился ручеек,
Золотой рожок – Ух!
Разлился водой,
Холодной, снеговой – Ух!
Разлился водой,
Прозрачной ключевой – Ух!
По мхам, по болотам
По лесным колодам – Ух!
(Дети садятся на свои места. Бабушка Настасья обращается к гостям)
Бабушка Настасья: 
- А какие поговорки вы знаете про Масленицу?
Дети и родители:
• Есть до икоты, петь до хрипоты, 
кричать до надсаду, плясать до упаду!
• Не жизнь, а масленица.
• Не все коту масленица!
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Без блинов нет и Масленицы.
Боярыня Масленица: - Ребята, выходите! Предлагаю вам поиграть в игру!


(Дети вместе с Масленицей играют в игру «По ровненькой дорожке»)

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель: Развитие у детей умения согласовывать движения, а также наблюдательность, активность, сообразительность; формирование у детей чувства радости от игры с друзьями.
Правила и ход игры:
Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. 
Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит текст:
По ровненькой дорожке, 
По ровненькой дорожке, (дети идут шагом),
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, (дети маршируют),
По камешкам, по камешкам, 
По камешкам, по камешкам! (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед),
В ямку, бух! (присаживаются на корточки),
Вылезли из ямки! (дети поднимаются, слова и движения повторяются),
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.
Устали наши ножки, устали наши ножки.
Вот наш дом - здесь мы живем (по окончании текста дети бегут в «дом»).


Бабушка Настасья:
- Боярыня - Масленица подарила праздник!
- Потчует блиночками сыновей и дочек! (обращается к Масленице),
- Привела с собой Весну, - теперь веснушки на носу! (обращается к Весне),
- Веселись, гуляй народ, чтобы сытно жить весь год! (обращается к гостям),
- А с тобою, Весна, мы не будем прощаться,
Каждый день на улице будем встречаться! (обращается к Весне).
Весна:
- Веселье наше продолжаем, на блины всех приглашаем,
Эй, ребята, все за мной, в группу дружною гурьбой!
Гости и дети уходят из зала вслед за Весной, у которой поднос с блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...