Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы на тему "Мы - Россияне".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию. Повторение символов страны. Знакомство с документами гражданина России. Знакомство с достопримечательностями столицы. Знакомство с культурой народов, разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

 

Конспект

образовательной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию

с детьми подготовительной к школе группы

  на тему "Мы - Россияне".

 

                                                           Подготовила воспитатель:

Андрющенко Н.А.

                                                                   

     

                                         

        г. Ставрополь 2021

Тема: «Мы — россияне»!

Целевые ориентиры: Ребенок овладевает основными культурными навыками, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие» -  закрепить знания детей о том, что наша Родина- Россия; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о флаге, гербе, гимне, как о государственных символах страны; познакомить детей с личными документами гражданина России; совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов; обогащать речь детей выразительными средствами.

Задачи образовательных областей в интеграции:

«Социально-коммуникативное и речевое развитие»: - развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

«Физическое развитие»: - Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельность

«Художественно-эстетическое развитие»:- обогащение сенсорного опыта,  развитие коллективного творчества.

Предпосылки учебной деятельности: формирование познавательных интересов – возбудить к окружающему миру.

Оборудование: Изображения гербов и флагов, фото достопримечательностей Москвы; наглядно-дидактические пособия «Народы России», карта России, «посылка», микрофон.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине и ее народах; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций, разучивание народных игр; знакомство с дидактическими играми «Передай сердечко и скажи словечко», «Белый, синий, красный».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

Создание мотивации:

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и мне почтальон вручил для группы «Веснушки» посылку. А давайте посмотрим, что же это за посылка? Ребята, как вы думаете что в ней? А давайте откроем и посмотрим? В ней какая то карта. Что же написано на карте? (Карта нашей родины). Ребята, объясните, а  как вы понимаете, что такое “Родина”?(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, могучая, прекрасная.)

– Россия – наша Родина.

Создание проблемного поля:

Ребята. А знаете вы, что ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту, какая она большая. А кто знает почему она раскрашена разными цветами и что они обозначают?  

Основная часть:

Зеленый цвет — обозначает леса, желтый и коричневый — степи и горы, голубой и синий — воду. А какого цвета на карте больше всего? (Зеленого — это леса). Россия – самая богатая лесами страна в мире. Можно сказать, что лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам, а сколько полезного дает человеку лес, даже трудно сосчитать. Ребята, а что же он дает нам? (Мебель, одежду, бумагу, дом и т. д)  А в лесу таких деревьев тысячи!  Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы, полезные травы). Значит можно сказать, что лес – это наше богатство . А что означает голубой цвет? Он обозначает моря, реки, озера, океаны, все это вода. А что она нам дает? (Воду, пищу, энергию, например для освещения домов).  Коричневый и желтый цвет это горы, степи.  Что они нам дают? (Полезные ископаемые). Вот как много места занимает территория России.  И вот поэтому когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекает солнышко и растут пальмы и можно купаться в море.. И чтобы добраться с одного конца страны на другой, на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Вот послушайте стихотворение  поэтессы Натальи Забила, как   она описывает нашу Родину: (читает ребенок).

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга!

Да, наша Родина – большое и красивое государство. И как у любого государства  у нашего есть главный город или столица. Ребята, а как называется столица нашей Родины? (Москва). А что вы можете сказать  о Москве. (Это не только столица нашей страны, а  еще и самый большой и красивый город  в нашей стране). Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент. Он руководит жизнью страны.

Воспитатель: Как зовут президента России? (В. В. Путин).

В Москве очень много достопримечательностей, более 30 мест. И я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в Москву и   полюбоваться красотами главного города России. Рассмотрим несколько достопримечательностей нашей столицы, Это самые запоминающиеся места в городе Москве. Это  Красная площадь с Кремлем и собор Василия Блаженного, Царь — колокол, Царь — пушка, Останкинская телебашня.

А еще у каждой страны есть свои символы. А кто знает, какие символы у страны? (Герб, флаг и гимн).

Ребята, а чтобы понять как вы знаете символы нашей страны, я предлагаю поиграть с вами в игру «Угадай-ка»!

В этой игре нужно среди гербов и флагов других стран отыскать наши российские символы и рассказать, все, что вы о них знаете. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Первая команда будет находить наш российский флаг, а вторая команда наш российский герб.

Дидактическая игра «Угадай-ка». Нашли флаг и герб. Что вы можете сказать о нашем флаге. (Наш флаг называется триколор. У него три цвета: белый, синий и красный. Белый цвет - обозначает чистоту нашей страны, синий — цвет мирного неба над головой, красный — цвет любви, огня, отваги и красоты.) Молодцы, вот сколько всего вы знаете о нашем флаге. А теперь вторая команда расскажет нам о гербе. На нашем гербе изображен двуглавый орел. Одна его голова смотрит на восток, а другая на запад. Это означает, что Россия независимое государство, что у нас живут в мире люди разных национальностей. В центре орла — всадник. Его называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади с копьем в руках, этим копьем он убивает змея, это символизирует победу добра над злом. В лапах у орла скипетр и держава. Скипетр — это такой жезл, он обозначает государственность, а держава — это шар, обозначает закон и право.)

Воспитатель: Ребята, а что же такое гимн?

(Гимн это самая главная песня страны. О том, как мы её любим и уважаем. Как правильно нужно слушать гимн? (Слушают гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают). Правильно. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков. Гимн включают на торжественных мероприятиях, парадах и соревнованиях.)

– Правильно! Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна. Все встают)

Ребята, мы с вами поговорили о символах нашей страны, прослушали гимн, рассмотрели карту нашей страны.  А какие предметы вы видите на столе? (Документы) А что это за документы? Сейчас я вам расскажу, для чего они нам нужны.   Беру свидетельство о рождении. Посмотрите сюда. Когда человек, рождается, ему выдаётся первый в жизни документ «Свидетельство о рождении», этот документ выдаётся в специальном учреждении, ( показ образца свидетельства о рождении, дети рассматривают) В этом документе записаны имена, отчество, фамилия, число, месяц и год рождения ребёнка и кто его  родители.  Этот документ главный в вашей жизни. Вы становитесь гражданином России.

Воспитатель: А как вы думаете, кто такой гражданин России? (ответы детей) Все люди, которые  живут в нём постоянно, являются его гражданами. И так, мы с вами граждане России.

Когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут ещё один документ -«Паспорт гражданина России» и с этого времени, этот документ становится самым главным документом в вашей жизни. ( показ образца паспорта, воспитатель показывает свой паспорт, дети рассматривают).

Ребята, мы с вами много чего узнали и конечно же устали, мы немножко отдохнем.

Физминутка. (маршируем)

В нашей стране горы высокие (руки вверх)

Реки глубокие (присели руки вниз)

Степи широкие (наклон вперед, руки в стороны)

Леса большие (руки вверх)

А мы ребята — вот такие! (большие пальцы обеих рук вверх).

Ребята, вот много чего узнали и повторили о нашей стране. Но страна, это не только леса, реки, моря и горы, символы и прочее. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.  В нашей стране живут люди разных национальностей, они наши соседи. А кто такие соседи? (Соседи - это люди, которые живут рядом с нами). А как должны вести себя соседи? (Соседи должны помогать друг другу). А вы ходите друг к другу в гости? (Ходим). Вот и к нам сегодня прибыли гости из разных уголков нашей необъятной Родины. Посмотрите.

 Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

- Посмотрите на  эту пару, как вы думаете, какой они национальности.(Русские) Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) А как вы думаете в каком доме живет эта пара? (Изба) А на каком инструменте играют русские люди (Балалайка) А блюдо любимое вы знаете? (Блины). Дети при  помощи магнитов размещают картинки под парой.

Давайте дальше рассматривать наших гостей.

- Посмотрите на  следующую пару, как вы думаете, какой они национальности.(Чукчи)  Как одеты женщина и мужчина?   (Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. ) А где они живут? (На Севере) А чем занимаются? (Разводят оленей). Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур). А как вы думаете в каком доме живет эта пара? (Чум) А на каком инструменте играют чукчи (Варган) А блюдо любимое вы знаете? (Строганина из рыбы).

           Давайте дальше рассматривать наших гостей.

- Посмотрите на  следующую пару, как вы думаете, какой они национальности.(Чеченцы).  Как одеты женщина и мужчина?  (Обязательный атрибут чеченского женского костюма –  2 платья, верхнее и нижнее платье и красивый пояс. У мужчин обязательный головной убор из меха овчины, называется папаха). А как вы думаете какой у них дом? (Сакля) А на каком инструменте они играют? (Пондур) А любимое блюдо вы знаете? (Жижиг или чеченские галушки)

Давайте дальше рассматривать наших гостей.

- Посмотрите на  следующую пару, как вы думаете, какой они национальности. (Татары) Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка с орнаментом, а костюм девушки похож на костюм невесты). А как вы думаете какой у них дом? (Юрта) А на каком инструменте они играют? (Мандолина) А любимое блюдо вы знаете? (Шурпа)

А знаете ли вы, что каждый народ имеет не только свое жилье, инструмент, блюдо, у них еще есть и свои национальные игры. Вот и я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру. Называется она «Займи место». Послушайте правила игры.

«Займи место».

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Вот какая замечательная подвижная игра и играть в нее могут не только дети, могут играть и взрослые. Можете вместе с родителями и друзьями поиграть во время совместной прогулки.

Заключительная часть:

Ребята, вы много сегодня узнали нового и чтобы узнать что вы запомнили, я хотела бы поиграть с вами в интересную игру «Интервью». Я как корреспондент буду задавать вам вопросы, а вы  по одному будете отвечать мне.  Поиграем?

Рефлексия:

Словесная игра «Интервью»: (микрофон)

  1.  Наша страна называется …(Россия).
  2.  Наша страна очень …(большая, огромная).
  3.  В ней много …(рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4.  Люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне).
  5.  Столица нашей Родины….(Москва)
  6.  Сколько цветов у нашего Российского флага... (Три)
  7.  Как зовут нашего президента… (В. В.  Путин)
  8.  Чем занимается президент… (руководит страной)
  9.  Сколько дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать всю нашу страну...(7 дней или неделю)
  10.  Как называется главная песня страны...(гимн).

Воспитатель: Молодцы ребята, мне очень понравилось с вами общаться! До новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Конспект развлечения (викторина) по патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе «Мы-Россияне»

Конспект развлечения (викторина)по патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе«Мы-Россияне»...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы "Блокадный Ленинград"

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солда...

Конспект образовательной деятельности «Волшебники детского сада» с детьми подготовительной к школе группы

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о педагогических профессиях  детского сада, об их трудовых действиях.Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить детей играть в развивающи...

Конспект образовательной деятельности по музыкальному воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Мелодии Севера»

Конспект образовательной деятельности по музыкальному воспитанию для детей подготовительной к школе группе....