Программа дополнительного образования "Волшебный квадратик"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сольба Ольга Евгеньевна

Программа дополнительного образования

«Волшебный квадратик»

с детьми 4-6 лет

Содержание:

 

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи реализации программы

5

3

Основные принципы реализации программы

6

4

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

6

5

Планируемые результаты

7

6

Организационно-методическое обеспечение программы

7

7

Формы реализации программы

8

8

Материалы и оборудование

8

9

Календарно-тематическое планирование

9

10

Литература

13


 

Пояснительная записка

 

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ, ТЕМ УМНЕЕ РЕБЕНОК».

СУХОМЛИНСКИЙ В.А.

 

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

- развитие самоконтроля и самооценки

- осознание собственных познавательных процессов.

 

Цели и задачи реализации программы.

 

Цель:

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

- Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

- Развивать пространственное воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Расширять коммуникативные способностей детей.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

 

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

 

Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

Дошкольный возраст – яркий, неповторимый период в жизни каждого человека. Именно в это время устанавливается связь ребёнка с миром людей, природой, миром предметов. Ребёнок приобщается к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается мышление, познавательный интерес, любознательность, проявляются творческие способности ребёнка.

Оригами - одно из увлекательнейших занятий для детей 4 – 7 лет.

Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника) ; в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.

 

Планируемые результаты:

- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;

- по образцу изготавливать несложные поделки.

- знать и называть геометрические фигуры;

- ориентироваться на листе бумаги;

- уметь намечать линии;

- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);

- добиваться конечного результата;

- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 2 года (средний, старший дошкольный возраст.) Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

количество занятий

количество детей в группе

Продолжительность 1 занятия

в неделю

в месяц

в год

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1

4-5

29

4

6

20

25

 

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Материалы и оборудование

1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

6. Кисти.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

 

 

Тема

 

Цель

Кол-во часов

Теория

Практика

 

 

 

1

 

 

 

Знакомство с искусством оригами.

 

Познакомить детей с искусством оригами.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

2

 

 

«Дом».

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

 

 

0

 

 

1

 

3

 

«Пароход».

Учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

 

0

 

1

4

«Мордочка собаки»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

 

0

 

 

1

Всего

1

3


 

Ноябрь

1

Бутоньерка

Продолжать учить детей сгибать квадрат по диагонали, загибать углы к центру. Воспитывать внимание.

0

1

 

2

 

«Мордочка зайца»

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

 

0

 

1

 

3

«Прыгающая лягушка»

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

 

0

 

1

 

 

4

 

«Летучая мышь»

Вспомнить с детьми базовую форму – двойной треугольник. Развивать у детей умение складывать и преобразовывать данную форму. Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Стимулировать и развивать память.

 

0

 

1

Всего

0

4

 

Декабрь

 

1

 

«Рыбка»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать, рисовать глаза.

 

0

 

1

 

2

 

«Медведь»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

 

0

 

1

 

3

 

«Зубр»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

 

0

 

1

 

4

 

«Тигр»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

 

0

 

1

Всего

0

4

 

 

Январь

 

1

 

«Звезда сборная»

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

 

0

 

1

 

2

 

Корона

Учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

 

0

 

1

 

 

3

 

Рождественская

звезда

Учить сгибать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

 

0

 

1

 

4

 

«Дед мороз»

Продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Деда Мороза. Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.

 

 

0

 

 

1

Всего

0

4

 

Февраль

1

Хлопушка

Учить складывать прямоугольник по горизонтали, следуя словесным указаниям воспитателя.

0

1

2

Снегирь

Базовая форма «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

0

1

 

3

Цветок «Сказка»

Базовая форма «долина». Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

 

0

 

1

 

4

 

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

 

0

 

1

Всего

0

4

 

 

 

 

Март

 

1

 

Истребитель

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

 

0

 

1

 

2

 

Самолет

Закрепить умение в складывании прямоугольник по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

 

0

 

1

3

Ширококрылый самолет

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, ровно соединяя углы.

0

1

 

4

Самолет «Кальмар».

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, ровно соединяя углы. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

 

0

 

1

Всего

0

4

 

Апрель

1

«Лилии для мамочки»

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

0

1

2

Рамка для фотографии

Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя.

0

1

 

 

3

 

Чашка

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

 

 

0

 

1

 

4

Бумажный поцелуй

Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали, используя двухсторонней бумагой. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

 

 

0

 

1

5

Подведение итогов

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

0

1

Всего

0

5

Всего занятий в учебном году

1

28

                                                           

 

Литература:

  • Г.И. Долженко «100 оригами».
  • «Оригами от простого к сложному»
  • С.Афонькин «Игрушки»
  • Сказка из листа
  • Новая книга оригами. О.Щеглова
  • Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_kvadratik.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65»

Программа дополнительного образования

«Волшебный квадратик»

с детьми 4-6 лет

на 2019/2020 учебный год

Руководители:

Сольба О.Е.

Новокузнецкий городской округ

2019

Содержание:

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи реализации программы

5

3

Основные принципы реализации программы

6

4

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

6

5

Планируемые результаты

7

6

Организационно-методическое обеспечение программы

7

7

Формы реализации программы

8

8

Материалы и оборудование

8

9

Календарно-тематическое планирование

9

10

Литература

13

Пояснительная записка

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ, ТЕМ УМНЕЕ РЕБЕНОК».

СУХОМЛИНСКИЙ В.А.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

- развитие самоконтроля и самооценки

- осознание собственных познавательных процессов.

Цели и задачи реализации программы.

Цель:

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

- Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

- Развивать пространственное воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Расширять коммуникативные способностей детей.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

Дошкольный возраст – яркий, неповторимый период в жизни каждого человека. Именно в это время устанавливается связь ребёнка с миром людей, природой, миром предметов. Ребёнок приобщается к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается мышление, познавательный интерес, любознательность, проявляются творческие способности ребёнка.

Оригами - одно из увлекательнейших занятий для детей 4 – 7 лет.

Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника) ; в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.

Планируемые результаты:

- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;

- по образцу изготавливать несложные поделки.

- знать и называть геометрические фигуры;

- ориентироваться на листе бумаги;

- уметь намечать линии;

- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);

- добиваться конечного результата;

- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 2 года (средний, старший дошкольный возраст.) Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

количество занятий

количество детей в группе

Продолжительность 1 занятия

в неделю

в месяц

в год

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1

4-5

29

4

6

20

25

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Материалы и оборудование

1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

6. Кисти.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

Тема

Цель

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Знакомство с искусством оригами.

Познакомить детей с искусством оригами.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

1

0

2

«Дом».

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

0

1

3

«Пароход».

Учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

0

1

4

«Мордочка собаки»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

0

1

Всего

1

3

Ноябрь

1

Бутоньерка

Продолжать учить детей сгибать квадрат по диагонали, загибать углы к центру. Воспитывать внимание.

0

1

2

«Мордочка зайца»

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

0

1

3

«Прыгающая лягушка»

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

0

1

4

«Летучая мышь»

Вспомнить с детьми базовую форму – двойной треугольник. Развивать у детей умение складывать и преобразовывать данную форму. Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Стимулировать и развивать память.

0

1

Всего

0

4

Декабрь

1

«Рыбка»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать, рисовать глаза.

0

1

2

«Медведь»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

0

1

3

«Зубр»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

0

1

4

«Тигр»

Продолжать учить сгибать квадрат книжкой, сгибать углы к центральной линии. Закрепить умение вырезать по контуру, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

0

1

Всего

0

4

Январь

1

«Звезда сборная»

Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

0

1

2

Корона

Учить сгибать углы квадрата к центру, совмещая углы в центре квадрата. Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

0

1

3

Рождественская

звезда

Учить сгибать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

0

1

4

«Дед мороз»

Продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Деда Мороза. Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.

0

1

Всего

0

4

Февраль

1

Хлопушка

Учить складывать прямоугольник по горизонтали, следуя словесным указаниям воспитателя.

0

1

2

Снегирь

Базовая форма «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

0

1

3

Цветок «Сказка»

Базовая форма «долина». Продолжать учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

0

1

4

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

0

1

Всего

0

4

Март

1

Истребитель

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

0

1

2

Самолет

Закрепить умение в складывании прямоугольник по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.

0

1

3

Ширококрылый самолет

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, ровно соединяя углы.

0

1

4

Самолет «Кальмар».

Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, ровно соединяя углы. Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

0

1

Всего

0

4

Апрель

1

«Лилии для мамочки»

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

0

1

2

Рамка для фотографии

Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя.

0

1

3

Чашка

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

0

1

4

Бумажный поцелуй

Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали, используя двухсторонней бумагой. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

0

1

5

Подведение итогов

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

0

1

Всего

0

5

Всего занятий в учебном году

1

28

                                                           

Литература:

  • Г.И. Долженко «100 оригами».
  • «Оригами от простого к сложному»
  • С.Афонькин «Игрушки»
  • Сказка из листа
  • Новая книга оригами. О.Щеглова
  • Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.

Цель программы Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники ор...

Программа кружка "Волшебный квадратик"

Программа дополнительного образования по конструированию способом "Оригами"  для старших дошкольников....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет

Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает  в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...

программа дополнительной платной услуги "Превращение волшебного квадратика"

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания резу...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Программа кружка "Волшебный квадратик"

Рабочая программа кружка дополнительного образованияпо художественно-эстетическому направлению и развитиюдетей старшего дошкольного возраста«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...