Воспитание искусством в дошкольном учреждении
статья

Половодова Анастасия Владимировна

Воспитание искусством в дошкольном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание искусством в дошкольном учреждении

«Если вы хотите наслаждаться искусством,

то вы должны быть художественно

образованным человеком».

К.Маркс

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия, вглядываться (изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура).

Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приучали к прекрасному. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребёнку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.

Из этого следует, что искусство, как классическое, так и народное, должно входить в жизнь детей с раннего возраста.

В дошкольном учреждении произведения искусства могут использоваться в трёх направлениях.

Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так, на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Искусство (изобразительное, музыкальное, литература и др.) составляет содержание образования. Детей знакомят с искусством разных видов, событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами, выразительными средствами.

Искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Что же мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе ознакомления с искусством? Прежде всего - развитие эстетического восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке - выделять звуки, их силу, гармонию, характер (торжественная, лирическая, весёлая, грустная). Постепенно под влиянием взрослых дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления увеличивается - дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Ребёнок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.

Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование искусства в разнообразных видах художественной деятельности детей дошкольного возраста.

С одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально - положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания) с другой - основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысловатый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности: в литературе - слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); театрализованной деятельности - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка, аппликация; музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация.

Искусство - особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая тоже форма отражающей жизнь в виде формул, законов, умозаключений тем, что рисует наш мир в образах.

При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания всё содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем, какое - то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: игра, особенно в работе с младшими дошкольниками, природа, детская художественная литература, театрализованная и изобразительная деятельность.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая другая художественная деятельность.

Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация педагогического процесса может быть обеспечена путём широкого включения в жизнь детей художественно-творческой деятельности, углубления и расширения их эстетического воспитания вообще необходимо поставить в центр педагогического процесса в ДОУ эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одарённости у детей.

Художественная культура является способом духовно - практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно - творческой деятельности: освоение произведений искусства; собственное участие в том или ином виде художественной деятельности; создание «своих» произведений искусства; сохранение художественных ценностей; распространение художественных знаний.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребёнка дошкольного возраста - способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства.

Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности ребёнка требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе: взаимодействие искусств; комплекс; синтез; интеграция.

Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью - с другой. Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определённых учебных задач.

По мнению Б. И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.

Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе выразительных средств различных видов искусства. Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения путём сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме (нерасчленённость, неразвитое состояние, какого - либо явления) форм, что ярко проявляется в народном искусстве.

Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребёнка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.

Выделяются следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства: пластообразная; спиралевидная; контрастная; взаимопроникающая; индивидуально - дифференцированная.

Эти формы используются как структура интегрированных занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. В зависимости от поставленных целей педагог может использовать ту или иную форму.

Пластообразная - наслоение пластов различных видов искусства и деятельности содержание которых пронизано одной целью (образ «золотой осени» познаётся в различных видах искусства (изо, поэзии, музыке) через средства выразительности этих видов искусства (колорит, эпитеты, музыкальную интонацию) и передаётся детьми в песне, составлении рассказов или изо деятельности.

Спиралевидная - содержание, виды деятельности будут постоянно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке (оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты в произведениях художественной литературы, музыке, изо) В центре спирали - содержание художественно - творческой деятельности.

Контрастная - заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства (как поэты, художники передают своё отношение к явлению, событию, поступку героев). Ведущие методы - сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.

Взаимопроникающая - организация такого вида деятельности, в который органично вливаются другие виды деятельности: слушание музыки, литературного текста (игра и театрализованная деятельность - системообразующий стержень). Данная модель может быть использована для планирования и проведения праздников, развлечений и досугов.

Индивидуально - дифференцированная - ориентирована на создание условий для творческого развития ребёнка. С этой целью необходимо так организовать предметно - развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности (организуются уголки творчества, изо, театрализованные уголки). В такой среде педагог умело выстраивает работу, переводя детей из одного вида художественно - творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнёра.

Список литературы:

  1. Аксёнова Е. М. Воспитание чувств художественным словом. М. 1962
  2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. М. ,2005
  3. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в дошкольном учреждении

     Данный материал раскрывает актуальность и многогранность нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материал помож...

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семье

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семьеВ процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребе...

Интегрированный подход в воспитании искусством в дошкольном учреждении

В процессе ознакомления дошкольников с татарским народным искусством...

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».

        Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс р...

«Воспитание искусством в дошкольном учреждении»

laquo;Воспитание искусством в дошкольном учреждении»...