Интегрированный подход в воспитании искусством в дошкольном учреждении
статья (старшая группа) по теме

В процессе ознакомления дошкольников с татарским народным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_avtoraa.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Главному редактору

                                                 Журнала «Обучение дошкольников»

                                                                 Е.И. Долматовой

                                                                  От воспитателя МАДОУ107

                                                               Города Казани Республики Татарстан

                                                Кузнецовой Маргариты Николаевны

                                           

                                               заявление

Прошу Вас рассмотреть мою статью для публикации в журнале    

                               «Обучение дошкольников».

       

                                                                           30.03. 2013

                                                                          Кузнецова М.Н.

       Интегрированный подход в воспитании искусством в дошкольном учреждении

 ( в процессе ознакомления дошкольников с татарским народным          

искусством)

    Культуру нашей страны невозможно представить без народного искусства, раскрывающего исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирующего его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являющегося частью его истории.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного интеллектуально-эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). У ребят возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Строя педагогическую работу на основе народного искусства, я исхожу из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, его духовном богатстве, наших исторических корнях.

    Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы интенсификацией детского развития. Поэтому необходима модель образования, которая содержит максимальный потенциал всестороннего развития детей. Именно такой моделью  и является, по моему мнению, интегрированный подход. Я рассматриваю ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органичную часть  воспитательно-образовательной работы детского сада.

Учитывая, что мы живём в Татарстане,   строю  свою работу с учётом национально-регионального компонента. Это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми, фольклором. В свою работу стараюсь включить изучение татарских игр на физкультурных занятиях, во время праздников; знакомлю  детей с произведениями татарских авторов, разучиванием стихов и песен на татарском языке не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Было проведено интегрированное занятие «Моя малая Родина», где дети вспоминали и знакомились с достопримечательностями нашего города, слушали гимн Татарстана С. Сайдашева, играли в игру «Собери башню». На занятиях по изодеятельности  рисовали « Мою любимую Казань», лепили барельефом флаг Татарстана.

Окружение детей предметами национального характера помогает с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа. Всё это я стараюсь применить в своей работе с дошкольниками. А именно: в группе имеется уголок дружбы, где есть кукла в татарской национальной одежде, иллюстрации  с  элементами татарского  орнамента, альбом « Я живу в Казани», который дети с удовольствием рассматривают в свободное время, просят рассказать о городе.  Кроме того имеются  трафареты, игра «Укрась сапожок», флаги России и Татарстана, портрет президента В. Путина, портрет М. Джалиля.

Ребёнок развивается не только в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, но и в самостоятельной. Поэтому важно организовать развивающую предметную среду в группе, которая стимулирует процессы саморазвития ребёнка, его самостоятельные творческие проявления.

    С первых дней жизни ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего  мира. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. В дошкольных учреждениях широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Всем нам очень хорошо известно, что на сегодняшний день, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, республики в том числе, перемен в области просвещения, особенно актуальным, с учётом федеральных государственных требований, становится реализация многих современных проектов. Очень интересно подготовить проект совместно с детьми.  

Выполнение любого проекта в дошкольном учреждении  можно разделить на определенные этапы:

На первом этапе  формулируется  проблема и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввести  детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулируются  задачи.

На втором  этапе  совместно с детьми планируется  собственная  деятельность в решении поставленных задач.

На третьем этапе оказывается практическая помощь, а также направляется  и контролируется  осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

На четвёртом этапе  готовится  презентация по деятельности конкретного проекта. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Таким образом, совместная деятельность является важным условием развития личности ребёнка.

При разработке своего проекта я учитывала не только условия эффективного воспитания детей в национальных традициях, но и то, что предстоящий 2013 год-год Универсиады.

Такой деятельный, творческий подход, по моему мнению, позволит сделать знания детей более прочными, их эмоционально-оценочное отношение к произведениям народного творчества осознанным.

                   Схема проекта на тему: « Моя малая Родина»    

Вид: познавательно-творческий.                                  

Группа: старшая.

Период работы: 2 года.

Цель: формирование знаний о родном  крае.

Задачи:- обогащать представления детей о национальной культуре;

              - создавать условия для формирования первоначальных чувств                    

                патриотизма как общечеловеческой ценности;

             - поощрять интерес к татарскому языку, желание говорить,  

                слушать песни, произведения;

             - пополнять знания детей о спортивных сооружениях города, о                

               предстоящей Универсиаде.

Итоговые  мероприятия: фотовыставка «Мы с Волги, из Казани» (семейные фото); компьютерная презентация «Мы со спортом крепко дружим».

Участники проекта: воспитатели; музыкальный руководитель; родители.

Направление

развития

Образовательная

область

Непосредственно

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Познавательно

речевое

Познание

Коммуникация

Чтение

художественной

литературы

Интегрированное

занятие

«Татарстан-

богатый край»

Комплексное

занятие  

«Народная

мудрость»

Занятие

 « Знакомство с

творчеством Г.

Тукая»

Д/и « Спортивная

одежда»;

Классификация

татарской одежды,

обуви, головных

уборов.

Словесная игра

«Придумай

название

футбольной

команде»;

Рассматривание

альбома «Берега

Волги».

Чтение сказки

«Водяная» Г.

Тукая;

Заучивание

пословиц и

поговорок о труде

.

Социально

личностное

Социализация

Труд

Встреча с

поэтессой  С. Ю.

Ахметзяновой

Интегрированное

занятие « Все

работы хороши»

С/р игра «Город

Казань встречает

гостей»;

Консультация для

родителей  « А

знаете ли вы?»

Развлечение «Труд

кормит - а лень

портит»

Физическое

Здоровье

Физкультура

Безопасность

Комплексное

занятие

«Татарская

национальная

кухня»;

Физ. минутка  

на татарском

языке              

Физ. занятие

«Навстречу

Универсиаде»

Беседа «Улицы

нашего города»;

« Береги свой

край»

Закаливающая

гимнастика

после сна

«Дорожка

здоровья»

Татарский

национальный

праздник

«Сабантуй»

Татарские

народные игры

Минутка

экологической

тревоги «

Внимание»

Художественно

эстетическое

Художественное

творчество

Музыка

Рисование по

сказке А. Алиша    

 «Кого встретила

болтливая  утка? »;

Лепка татарской

национальной

посуды;  

 Аппликация

«Украсим

шарф» (команда Ак

Барс)

Знакомство с

государственным

гимном республики

 Татарстан;

Слушание

«Шурале» муз.

А. Ключарёва,

«Марш Тукая»

муз. З.Яруллина.

Коллективная

выставка

поделок  

« Казанский

сувенир»;

Знакомство с

картинами

И. Шишкина.

Муз. игра

 « Тюбетейка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Поликультурный подход при организации работы в дошкольным учреждении" .

Поликультурное воспитание - это воспитание ребенка на культуре нарожов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры, его национальности....

«Воспитание искусством в дошкольном учреждении»

laquo;Воспитание искусством в дошкольном учреждении»...

Воспитание искусством в дошкольном учреждении

Воспитание искусством в дошкольном учреждении...

«Современный подход к работе с родителями дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...