Памятка для педагогов "Методы эффективного общения с детьми"
консультация

Кунафеева Галина Юрьевна

Памятка для педагогов "Методы эффективного общения с детьми"

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми. Следующие методы помогут организовать педагогическое общение более эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov_po_obshcheniyu.docx477.11 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Методы эффективного общения с детьми»

P:\Кабинет, самообразование\50943137.png

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми. Следующие методы помогут организовать педагогическое общение более эффективно.

  1. «Язык принятия»

Метод отражения чувств ребенка – проговаривание чувства, которое испытывает ребенок «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода:

  • помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем.
  • Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их

понимают.

2. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему. Здесь следует придерживаться следующего правила: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

  • «Меня это очень огорчает»,
  • «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,
  • «Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания

3. Метод «смещения негативной оценки

-на самого себя 

Вместо «Опять ты все перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

Вместо «Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» // «Мне неприятно такое поведение».

Вместо «Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

В место «Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

-на третье лицо

Вместо «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

Вместо «Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».

- на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Вместо «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

Вместо «Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» // «Об игрушки на полу можно споткнуться».

4. Метод «временного языка»

Вместо «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как

следует!») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)

5. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций.

Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого.

6. Прием смены ролей.

- моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?»

7. Метод оценки действия.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”). Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

P:\Кабинет, самообразование\0m7_fGX8aZw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила эффективного общения с детьми от 1 года до 4 лет

Когда мы находимся в расстроенных чувствах, то хотим, чтобы нас выслушали и пожалели! Дельные советы - это, разумеется, хорошо, но в кризисных ситуациях большинство из нас нуждается совсем не в них. Л...

Стратегии эффективного общения с детьми.

Школа заботливых родителей. Практикл-ориентированный семинар для родителей....

Правила эффективного общения с детьми

Что значит" активное слушание ", как поддержать ребенка и  каких правил следует придерживаться  для эффективного общения  вы узнаете из этого материала....

«Слушаю маму без слёз и капризов». (консультация для родителей младших дошкольников по повышению эффективности общения с детьми)

Для повысить эффективность общения родителей  со своими детьми, автором были предложены ряд  простых техник....

«Памятка для родителей и педагогов для эффективного общения с детьми с тревожностью»

Правила общения с ребёнкомРекомендации воспитателям и родителям по работе с тревожными детьми...

Эффективное общение с детьми дошкольного возраста

Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает. Способы эффективного общения помогу...