Картотека дидактических игр.
картотека (старшая группа)

Шалютова Светалана Анатольевна

Дидактические игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx252.72 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Составитель: Шалютова Светлана Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

 «Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека»
(Оскар Уайльд)

Возможно кто-то из вас часто сталкивается с вечерней проблемой, чем занять ребенка в выходные дни и в вечернее время. Решением этой проблемы могут быть д\и по ТРИЗ, с которыми я сейчас вас подробно познакомлю.

Отмечу, что огромный плюс этой технологии в том, что дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях, а также для этого не нужно каких-то особых атрибутов, все самое важное будет происходить в фантазии ребенка.

Словесные игры.

  1.  «Причина – следствие».

 Например, спрашиваем детей: «если Людмила Александровна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т.д. Прием причинно-следственных связей помогает детям усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Дети пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т.д.

  1. Игра «Раньше - позже».

Например, гуляя с детьми, спрашиваем: «Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку».

Дети: Мы одевались на прогулку.

– А до этого?

Дети: перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли, а еще раньше завтракали.

– Мы придем с прогулки. Что будет дальше?

Дети: мы разденемся, помоем руки и будем обедать.

На первых порах эта игра вызывала сложности, дети не могли ответить последовательно, некоторые совсем не знали, что сказать. Но со временем, когда все поняли суть игры, стали активнее участвовать и выстраивать цепочку событий.

  1.   Игра «Хорошо - плохо».

Игра учит детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Например: разговаривая с ребенком о времени года «зима», задаем вопрос:

– Зима – это хорошо. Почему?

– Зимой можно кататься с горки, играть в снежки.

– Зима – это плохо. Почему?

– На улице очень холодно, морозно.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?»

  1. Проблемная ситуация.

Садясь обедать, дети обнаружили, что нет ложек. Что делать, как нам поступить? Варианты детей: принести и разложить; надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин купить новые; поесть руками и т.д.

Или, например, одеваясь после сна или прогулки спросить: «А если бы на земле исчезли все пуговицы, чем бы мы смогли их заменить?»

 Варианты детей: липучками, крючками, кнопками и т.д. Даем возможность детям выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Затем обсуждаем, что в них хорошо, а что не очень. Очень важно ни в коем случае не критиковать ответы ребенка, принимать все варианты. Это позволит развивать коммуникативных способности ребенка: повышать самооценку, учить вести спор, слушать друг друга, не бояться высказывать свое мнение.

  1. Игра «Волшебный экран».

Помогает подробно рассмотреть или изучить любой объект с помощью простой схемы. С детьми мы работаем на белой доске или листе бумаги. (показываю доску) Объект изображается схематически в центре, называем его назначение, сверху – обобщающее слово, среда обитания, место нахождения. Снизу – части объекта.

Горизонтальный вариант такой: Слева – прошлое, справа – будущее.

Игры с предметными картинками

  1. Игра паровозик (показ).

В результате применения данного метода происходит развитие сенсорных способностей, гибкости мышления, развития воображения ребенка.

  1. Круги Луллия.

Универсальным пособием, которое мы используем в работе с детьми, являются круги Луллия. С их помощью можно выполнять разные задания.

Например, на малом круге расположены объекты, на большом – их части.

1. Реальное задание: найти часть объекта.

2. Фантастическое задание: придумать новый объект.

В домашних условиях играть в эти игры можно другим способом:

Ребенок вытягивает две карточки, затем пытаемся совместить свойства объектов, получая новый. (Бином фантазии).

  1. Теремок. Игроки вытягивают карточки. Один становиться жителем теремка, другой приходить к нему.

Следующий блок игр поможет нам, когда ребенку нечего почитать. Все сказки в доме прочитаны и уже надоели. Предложите ребенку придумать свою сказку, для этого есть своя технология.

Первый вариант – изменение концовки.

Второй вариант – типовые приемы фантазирования (волшебники).

Третий вариант – вытягиваем карточки с персонажами, волшебными предметами.

Можно еще долго перечислять разные приемы и методы ТРИЗ-технологии, но ясно одно, все они направлены на развитие у детей наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.д. – всё то, что в совокупности составляет творческие способности и не требует специально отведенного времени. Их можно использовать как в детском саду, в коллективе детей так и дома, в индивидуальных занятиях с ребенком.

     Дидактические игры по ТРИЗ.

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: кукла, мяч, печь и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. 
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку  и проводят с хозяином следующий диалог:


- Тук, тук, кто в теремочке живет? 
- Я, (называет себя, например, кукла). А ты кто? 
- А я - (называет себя, например, - мяч). Пустишь меня в теремок? 
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

 Игра «Карусель»

Цель: Закрепить с детьми имена признаков.

Ход игры: Дети самостоятельно выбирают объект, становятся по краю «Карусели», воспитатель говорит: «Раз, два, три – беги», дети бегут по кругу. Со словами «Раз, два, три – замри», дети останавливаются и по очереди описывают объект.

  Игра  «Эмоциональный кубик»

Цели: научить описывать чувства и эмоции; развивать воображение, эмоциональную сферу дошкольника.

Ход игры: бросаем кубик по очереди, изображаем выпавшую на кубики эмоцию, остальные игроки отгадывают.

 Игра  «Угадай сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о героях любимых сказок; развивать речь, воображение, мышление; пополнить словарный запас детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям карточки с героями сказок и схему, по которой дети должны описать героя.

        

Методическая разработка

Игры, направленные на освоение признаков.

«Цепочка».

Цель: учить детей выделять признаки объектов

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию».

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Цель: учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...