Можно ли говорить ребенку "НЕЛЬЗЯ"...
статья

Лоншакова Марина Алексеевна

В идеале необходимо с самого рождения приучать ребенка к тому, что можно, что нельзя, а также важно отличить «нельзя» от «опасно». «Нельзя» это запрет, который в зависимости от ситуации может быть нарушен, у мамы гости, важный разговор и она разрешила ребенку то, что было раньше под запретом (телефон, ключи от машины и пр.), а «опасно» это то, что запрещено при любых обстоятельствах: выбегать на дорогу, баловаться с газовой или электроплитой, дотрагиваться до утюга, совать предметы в розетку, то, что угрожает жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая ситуация 19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая ситуация

        Еще вчера трехлетний Ленечка мог в руки брать все, что ему хотелось. А вот сегодня мама почему-то все время говорит ему «нельзя». «Нельзя» брать вазы, чашки, статуэтки. «Нельзя» играть и с телефонной трубкой. «Нельзя» брать в руки книжки и тетради. Что ни возьмешь, все это брать нельзя.

        Ребенок ничего не понимает, что означает мамино «нельзя», наверно, его мама разлюбила, и он специально начинает трогать все то, что мама говорит «нельзя».

        Вот он схватил при маме статуэтку, вот подошел при ней к хрустальной вазе и, слыша раздраженное «нельзя», специально уронил на пол тарелку. Тарелка треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их маме. А мама крикнула: «Ведь я же говорила, ведь ты прекрасно знал, что это брать нельзя. Встань в угол, ты еще об этом пожалеешь. Какой упрямый. Я тебя заставлю, чтобы ты понял, что тебе «нельзя».

Рекомендации по решению данной ситуации.

        В идеале необходимо с самого рождения приучать ребенка к тому, что можно, что нельзя, а также важно отличить «нельзя» от «опасно». «Нельзя» это запрет, который в зависимости от ситуации может быть нарушен, у мамы гости, важный разговор и она разрешила ребенку то, что было раньше под запретом (телефон, ключи от машины и пр.), а «опасно» это то, что запрещено при любых обстоятельствах: выбегать на дорогу, баловаться с газовой или электроплитой, дотрагиваться до утюга, совать предметы в розетку, то, что угрожает жизни ребенка.

Если мама своевременно не научила этому ребенка, то сейчас самое время, к тому же в настоящий момент мама в этом максимально заинтересована, что немаловажно для успеха в исправлении ситуации.

В первую очередь лучше на время убрать из доступа ребенка бьющиеся ценные и запрещенные вещи, статуэтку можно временно переселить на верхнюю полку, телефон не класть перед глазами ребенка и т.д.

Ввести слово «опасно», которое применимо только в особых случаях, нельзя им злоупотреблять и использовать не по назначению, ребенок при малейшей возможности это поймет и тогда может случиться беда.

Слово «нельзя» нужно оставить, но им также не следует злоупотреблять. Лучше всего будет отвлечь внимание ребенка от запретного предмета и предложить ему замену, обозначив словом «можно», например, телефонная трубка необходима для связи с папой, бабушкой, поэтому она должна находиться в определенном месте, чтобы мы могли в любой момент поговорить с нашими близкими, а предложить взамен какую-либо музыкальную игрушку или игрушечный телефон, издающий мелодии. У ребенка должны быть его детские книжки, которые он может полистать (если ребенок рвет их, можно приобрести с толстыми страницами) и тетрадка, может раскраска, в которой он может рисовать при желании. Взрослые книги и тетради должны находиться отдельно от детских, чтобы у ребенка не было искушения их «почитать» доступным ему способом. Но мало купить ребенку книги и раскраску и положить на детский стол, надо научить его листать книгу, вместе рассматривать картинки, это является начальным совместным чтением, и не только полезно как совместная познавательная деятельность, но и важно в плане получения доли любви и заботы от матери, чья нехватка в большинстве случаев может являться причиной конфликта.

Любой запрет должен быть объяснен ребенку, неправильно просто запретить, необходимо объяснить почему это «нельзя»: чашка стеклянная и может разбиться, если использовать ее не по назначению, бросать, об осколки можно порезаться. Объяснение должно быть на том уровне понимания, на котором находится ребенок. Чем младше ребенок, тем проще и короче должны быть фразы. Длинный монолог ребенок не усвоит, и более того может быть им раздражен.

Если все-таки неприятность случилась, например, ребенок разбил статуэтку, необходимо привлечь ребенка к устранению последствий, только, чтобы это было безопасно и здесь можно обратиться к воспитанию эмпатии, сочувствия и сопереживания по отношению к маме, которая расстроилась из-за произошедшего. Здесь важно не перестараться: ребенок должен понимать, что поступил неправильно, но чувствовать, что мама не перестала его любить за эту оплошность. Ребенок всегда остается любимым и хорошим, а вот его поступки могут носить разный характер.

С наказанием детей следует действовать крайне осторожно. Чтобы наказание работало необходимо соблюдать некоторые условия:

  • За один и тот же проступок, должно быть одно и тоже наказание
  • Наказание не должно по силе эмоций превышать проступок, иначе ребенок запомнит только обиду от наказания, а не вынесет из этого урок
  • Нельзя один раз наказать ребенка, а в следующий раз тот же проступок простить, потому что некогда
  • Все члены семьи, участвующие в воспитании, должны быть едины в своих требованиях и наказании

Выполнение всех этих условий часто невозможно, а значит и наказание не будет действенно и будет вызывать агрессию, поэтому в данной ситуации в качестве наказания можно, например, убрать стеклянные предметы, если ребенок специально их бросает, заменив на пластиковые, а позже вместе с ребенком показать ему как правильно обращаться с хрупкими предметами, учить аккуратности, вместе восхититься красотой вазы, воспитывая эстетические чувства в ребенке.

        Нет такого ребенка, который не заявлял бы свои права на территорию и предметы в некогда только Вашем жилище, но взрослый обязан обозначить границы его деятельности и влияния, не в ущерб своим интересам. Если эти границы не обозначить внутри семьи, то ребенок будет продолжать искать их, тогда это станет заботой сначала детского сада, потом школы, а потом и, возможно, закона.

Лоншакова Марина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без частушек прожить можно, да чего - то не живут

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста, основанное на Уральском фольклоре...

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по изобразительной деятельности

подбор художественного слова, которые можно использовать на занятия по ИЗО-деятельности...

Несколько советов, над которыми можно поразмыслить.Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить!

Преречисленные меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоиться, когда Вы и Ваш ребенок перемещаетесь по дому в одно и то же время в разных направлениях!...

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

Проект "Спичек можно не бояться, со спичкой можно развиваться"

Актуальность проекта заключается в том, что спички – самый простой и доступный  материал, который только можно себе представить. А между тем они открывают широчайшие возможности для творчес...

Выставка "Елочку можно не рубить, елочку можно смастерить"

В данной презентации выставлены поделки семей группы № 23 на  групповой конкурс "Елочку можно не рубить, елочку можно смастерить!". Участвовало 100% семей группы 23....

Развитие мелкой моторики, очень важно в дошкольном возрасте .Можно с помощью прищепок придумать много вариантов игры. вот некоторые из них.Для детей до 5 лет.Позже можно усложнить процесс игры.

Наши маленькие исследователи(дети) всегда играют,с тем, что казалось бы и не пригодно для детских игр.А оказалось как раз наоборот......