Проект «Будь природе другом!»
проект (подготовительная группа)

Палютина Альбина Владиславовна

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Будь природе другом!»

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

1. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что

экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная

проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,

экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и

человечество из этого катастрофического состояния, в котором они

пребывают сейчас.

Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего

развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных

наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать

красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие

изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого,

дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное

отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно

обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в

дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду

сочетается с воздействиями на ребят в семье.

Таким образом, в ознакомлении дошкольников с природой,

формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много

нерешенных проблем.

2. Участники

Дети подготовительной группы

Воспитатели

Родители

3. Принципы:

 принцип развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка. Развивающий характер образования реализуется через

деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

 сочетание принципа научной обоснованности и практической

применимости;

 единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач

процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе

реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,

которые имеют непосредственное отношение к развитию детей

дошкольного возраста;

 принцип интеграции образовательных областей (физическая культура,

здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация,

чтение художественной литературы, художественное творчество,

музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями

воспитанников, спецификой и возможностями образовательных

областей;

 решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей

не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но

и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой

дошкольного образования;

 построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах

работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного

возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,

непрерывности и системности образования.

4. Форма и тип проекта

Краткосрочный (с   12.10.2020 г. по 16.10.2020 г. )

5. Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка

элементов экологической культуры, экологически грамотного

поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры

и фауны.

6. Задачи проекта:

 Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой

природы.

 Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

 Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать

новые знания; любознательность, наблюдательность.

 Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,

выполняя правила безопасного труда.

 Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся

объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам,

человеку.

7. Предполагаемый результат

 Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы и умеют

делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между

объектами природы.

 Сопереживают и имеют желание помочь нуждающимся объектам

природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

8. Методы проекта

 Наблюдение

 Совместные творческие игры

 Экспериментирование

 Обучающие проектные игры

 Познавательная деятельность

 Презентации, виртуальная экскурсия

9. Этапы проекта

1. Подготовительный этап

1. Составление перспективного плана проведения СОД и наблюдений по

развитию экологической грамотности воспитанников.

2. Подбор программно – методического материала по направлению

работы.

3. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы;

игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).

4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.

5. Посев семян.

7. Организовать родителей для совместного творчества со своими детьми.

Работа с родителями:

 Анкетирование родителей по выявлению

организации экологического воспитания детей дома

 проведение консультаций;

 оформление наглядно-агитационного материала по

организации экологического воспитания дома.

II -ой этап основной:

Реализация плана проекта

Понедельник: «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»

  Беседа «Лес – многоэтажный дом».  

Цель: способствовать формированию  у детей представление о много этажности леса.

  Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка».

Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях.

Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на

вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению,

познавательный интерес.

  Презентация «Правила поведения в лесу»,

Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила

поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней

бережно относиться.

  Рассматривание иллюстраций «Красной книги»

 Цель: Закрепить знания о представителях флоры и фауны

земли, их красоте и пользе. Рассказать о Красной книге, в которую

внесены редкие и исчезающие виды.

Вторник: «Вода источник жизни»

 Беседа: «Что мы знаем о воде?»

Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,

текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать

любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь

детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;

воспитывать бережное отношение к воде.

 Опытно – экспериментальная деятельность:

«Для чего нужна вода?».

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без

запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; Для всхода травы не

обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились

ростки.

 Малоподвижная игра «Море волнуется»

Цель: Учить детей находить выразительный образ. Развивать

фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

 Среда  «Природные явления родного края»

 Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Цель: Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.

Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

 Экспериментирование «Круговорот воды в природе»

Цель: Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей. Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

 Чтение, ответы на вопросы, рассуждение. «Сказка о трех друзьях» Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.

 Настольная игра «Времена года»

 Цель: Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

 Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);

Цель: Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)

 Четверг «Дикие животные»

  Загадывание загадок «Дикие животные».

Цель: Расширить знания детей о диких животных родного края, учить

проявлять заботу к ним.

  Рассказывание по схеме мнемотаблице  «Расскажи о диких

животных »

 Цель: Закрепление знаний о диких животных и их детенышей,

развивать коммуникативные навыки детей, учить составлять связный рассказ

по схеме мнемотаблице.

 Самостоятельная деятельность: рисунки на тему «Дикие животные».

Цель. Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания,

особенностями внешнего вида и образа

жизни. Учить раскрашивать силуэты животных, не выходя за границы

контура.

Пятница: «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа»

  Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

 Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы,

сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение

знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения

вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты;

воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

  Рассматривание экологического лэпбука.

Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое

мышление, познавательно – исследовательскую деятельность

  Эксперимент проращивания пшеницы.

Цель: наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен

пшеницы.

  Составление правил для сохранения чистоты природы.

Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и

придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать

умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.

III -ий этап заключительный:

 Дети группы создали памятки по охране природы.

 Игра

 Создание лепбуков

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экспериментирование1

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.

Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)

Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? ( Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).

- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:

Крупно, дробно зачастило

Всю землю напоило (дождь).

-Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.

Экспериментирование1

Воспитатель: Дети, вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане, тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для

опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар,

гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды;

эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Ход занятия.

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Дети, вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку.

Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что

оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что

мы ему сможем помочь.

Воспитатель: Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул.

Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё

выясним.

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей). Вода – это

жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в

вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Хотите, ребята,

попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).

Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам.

Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой

символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя белый лист бумаги,

стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого).

Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается

символ этого свойства).

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите

убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю гуашь, и мы посмотрим, что

произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить

варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.

(Детям предлагается бутылированная вода).

Воспитатель: Какая она? Сладкая Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли

это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства

воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром,

ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в

стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель

демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на

вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы

детей). Вывод:оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в

неё добавили.

Опыт № 4 « Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли

вода чем-нибудь? (Нет).

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого

свойства воды.

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус.

А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте

дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики.

Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о

ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с плакатом «Кому нужна вода»).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового

о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и

запоминай: (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.

Вода – бесцветная. Вода – безвкусная. Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (В помещении,

на улице).

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем

руки, купаемся, стираем, поливаем цветы).

Незнайка: Ну. Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда

моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи

необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди

затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать

кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка –

напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Беседа о природных явлениях

Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).

- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).

- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.

- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.

- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.

- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)

- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).

- Верно. А еще во время грозы:

Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.

- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).

- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.

Сказка о трех друзьях

Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.

Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).

Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

Экологический проект «Будь природе другом!»

Цель проекта:  формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому,                 гуман...

Проект "Будь природе другом"

Непосредственно образовательная деятельность с использованием иновационных педагогических технологий...

Проект "Будь природе другом"

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразно...

Экологический проект "Будь природе другом!"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что земля...