статья "Трудовое воспитание дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Этому вопросу  особое внимание уделялось  в дошкольном воспитании и в советское время. Хочу поделиться опытом работы в своей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Трудовое воспитание дошкольников

Из опыта работы

по  трудовому воспитанию детей группы №2

Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Этому вопросу  особое внимание уделялось  в дошкольном воспитании и в советское время.

Сегодня мы хотим поделиться опытом нашей работы по трудовому воспитанию детей.

Многие дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. Дети в нашей группе регулярно выполняют различные виды труда, а именно: культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, общественно-полезный труд, труд в природе и уважение к труду взрослых.

Трудовое воспитание дошкольников мы осуществляли с помощью ряда средств:

1- собственной трудовой деятельности детей;

2- ознакомления с трудом взрослых;

3- художественных средств.

Оценивая воспитательное значение  КГН и самообслуживания, прежде всего хотим отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.

Дети моют руки без напоминания по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно переодеваются, наводят порядок в шкафу, вешают свои вещи сушится после прогулки. Мы стараемся приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, вешать одежду сушить при необходимости. Здесь мы подчёркиваем то, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи.

При обучении самообслуживанию мы использовали алгоритмы. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.

Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость

Общественно-полезный труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка.

Для рациональной организации общественно-полезного труда в условиях детского сада мы использовали следующие направления. Это совместная деятельность детей и взрослых, это показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Эти направления, на наш взгляд, воспитывают у детей положительное отношение к труду.

Также использовали общественно-полезный труд. Планировали следующие виды труда: наведение порядка в групповом помещении, на участке детского сада, использовали формы работы: дежурство, коллективный труд, поручение, шефство над малышами 3 –ей и 5-ой групп.

Дежурство по столовой

Дежурство во время занятий

Самоорганизация (содержать своё рабочее место в порядке)

Отслеживание  письменных принадлежностей к готовности к занятиям

Помощь малышам  

И, конечно, нельзя не сказать о труде в природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Приучая детей к уходу за растениями, мы старались воспитывать трудолюбие, постепенно объясняли детям значение ухода для роста растений.

Дети научились правильно ухаживать за комнатными растениями, поливают по мере необходимости, опрыскивают, протирают листочки, разрыхляют.

Каждый год мы сажаем огород на окне, дети охотно помогают и ведём дневники наблюдений, где дети фиксируют изменения растений во время роста.

Дети нашей группы помогают сажать семена на  рассаду, а затем высаживать на клумбе. Ежедневно с детьми мы поливали и собирали сорняки с грядок, всё лето и осень  наши клумбы радовали всех нас и наших гостей своим цветением, а осенью наши дети собирают «урожай»- семена растений.

Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.

Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того, на какие стороны направляется внимание детей. Например, на занятиях для знакомства детей с профессиями детского сада, мы используем целевые прогулки  по нашему учреждению (знакомство с профессией прачки, повара, медсестры, дворника, помощника воспитателя и другие), ознакомление детей с профессиями их родителей.

Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями:  это наши субботники и наши выставки совместного  творчества детей и родителей «Осенние поделки»,  «Елочка – красавица», «Морская сказка», «Мама- рукодельница».

В работе с детьми мы каждодневно использовали пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогали нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

В итоге нашей работы по трудовому воспитанию детей, мы сделали вывод: дети хорошо овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде,  в уходе за растениями. У ребят сформированы качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.

В наших планах обновить и систематизировать картотеку дидактических игр по труду, картотеку пословиц о труде, стихи и загадки о труде.

Планируем продолжить работу по трудовому воспитанию. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

Продолжать способствовать умению доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности. Воспитывать любовь к труду, и уважение к труду взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...