Методическая разработка: проектная деятельность в группе среднего дошкольного возраста (годовой проект)
методическая разработка (средняя группа)

Чевычелова Виолетта Витальевна

Проектная деятельность группы среднего дошкольного возраста (годовой проект): познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста в период наблюдения за сезонными изменениями в природе (осень, зима, весна, лето).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx50.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №23 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста в период наблюдения за сезонными изменениями в природе (осень, зима, весна, лето)

проектная деятельность группы №7 «Почемучки» среднего дошкольного возраста.

Чевычелова В.В. (проект в рамках самообразования)

2020-2021г.

Паспорт проекта.

Автор проекта: Чевычелова В.В.

Воспитатели: Чевычелова В.В.

                         Осипова Е.А.

Помощник воспитателя: Бойкова Н.А.

Сроки реализации проекта:

долгосрочный, сентябрь 2020 – май 2021 года.

Участники проекта:

дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, помощник воспитателя.

База исследования проекта:

 ГБДОУ детский сад № 23 Выборгского района Санкт-Петербурга  группа №7 «Почемучки»

Вид проекта:

 групповой, долгосрочный, интегративный, творческий, практико-ориентированный, социально-личностный.

Актуальность проекта:

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях, бегущие ручейки. Первые впечатления важны и неожиданно для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к

жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Мы считаем, что проектирование, позволяет детям усвоить больше познавательного материала через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Проблема:

Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Цель проекта:

  • Формирование у детей целостной картины мира о временах года через интегрирование образовательных областей.
  • Расширение представления и умения видеть прекрасное в разное время года через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к

созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления о временах года через познавательно-

исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.

2.Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

3.Активизировать словарь по данной теме.

4.Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к

активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу.

5.Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года.

6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о временах года, выразительному чтению наизусть стихов о природе.

7.Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.

8.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы.

Предполагаемый результат проекта:

 1.        Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена года

2.        Повышение интереса большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

3.        Расширение и систематизирование знаний о природе родного края;

4.        Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5.        Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе

7.        Оформление выставок детского творчества «Времена года»

Интеграция образовательных областей:

Безопасность, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1.        подбор художественной литературы,

2.        подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы),

3.        подготовка разного вида бросового материала

4.        подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

5.        дидактические игры, настольные игры

6.        выставки книг, рисунков, поделок,

7.        создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I.Информационно-накопительный

1.Изучение интереса детей для определения целей проекта.

2.Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, видео роликах о временах года, информации через

интернет, познавательной информации, материала теме, настольно – печатных, дидактических, подвижных игр.

3.Обращение к специалистам.

4.Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

5.Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.

6.Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о

серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

7.        Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

II. Организационно-практический

Осенний период

Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью;

Сентябрь – ноябрь

1.Беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана

2.Чтение художественной литературы: стихов, загадок, примет, заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес

осенью” А. Твардовского.

Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.

3.Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

4.Рассматривание гербария.

Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.

5.Художественное творчество: “Осень золотая”,“Волшебные краски осени”, “Ветка рябины”.

6.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Осень», лепка «Что нам осень подарила», аппликация «Витамины на нашем столе».

7.Музыкальное развлечение “Праздник осени”. 8.Презентация «Осень – чудесная пора» 9.Детская выставка « Разноцветная осень» 10.Экскурсия в осенний парк,

11.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов с листьями, почвой, водой

Беседы-рассуждения: « Почему листья пожелтели?», « Куда исчезли насекомые?»

Дидактические игры: «С какой ветки детка?», « От зернышка до булочки» 12.Физическая культура:

Подвижные игры: « Кто где живёт?», « Делай наоборот», « Перебежки», « Бездомный заяц»

13.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

1.Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Витаминный календарь, осень», « Что такое осень?», « Одежда детей в осенний период»

2.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

3.Конкурс « Причуды осени» (выполнение поделок из природного материала)

Зимний период

Задачи: учить наблюдать за изменениями в погоде зимой, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения

Декабрь–февраль

1.Экскурсия по зимнему участку.

2.Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К.Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.

3.Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», « Деревья зимой», «Первая помощь при обморожении».

Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».

4.Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Времена года», «Узнай по описанию»,

«Зимние запасы».

5.Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”, просмотр

мультфильмов

7.Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

 8.Чтение художественной литературы

Н.Носов «На горке». «Зимовье зверей», «Морозко», «Двенадцать месяцев»,

«Снегурочка», «Снежная королева», 9.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом

Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и

перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».

Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».

10. Художественное творчество “Волшебница-зима”.

– “Мои волшебные снежинки”,“Первый снег”, “Зима в городе”. 11.Физическая культура

Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц» ,«Снежки».

«Золотые ворота», «Метелица», «Кто быстрее украсит елочку». 12.Свободное творчество*

Изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей, разучивание песен «Что нам нравится зимой».

13.Новогодний утренник « Новогодние приключения» 14.Презентация « Идёт волшебница зима» 15.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

1.Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Шесть заблуждений        родителей о зимней погоде»; «Зима»; «Зимние подвижные игры». «Что мы делаем зимой»

2.Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза». 3.Постройка родителями снежных фигур на участке

4.Изготовление кормушек для птиц, кормление птиц

 Весенний период

Задачи: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

Март–май

1.Дидактическая игра “Времена года”.

2.Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А.Майков “В мае”.

3.Чтение художественной литературы: В. Бианки Три весны» Г. Скребицкий «Март» Ф. Тютчев “Зима недаром злится”. «История про Снеговика» Г. Ладонщиков «Помощники весны И.Соколов-Микитов Ранней весной» М.Пришвин «Весна в лесу» «Какого цвета весна?» Н.Сладков «Медведь и солнце» В. Стюарт «Подснежник» И. Лопухина «Помощница»

4.Рассматривание фотографий, открыток о весне.

5.Беседы на тему “Весна”, « Перелётные птицы», « Насекомые».

6.Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

7.Художественное творчество: “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”.

8.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Весна», лепка

«Перелётные птицы», аппликация «Верба». 9.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов с семенами, почвой, водой, посадка огорода на окне.

Беседы-рассуждения: « Где будут первые проталины?», «Из чего птицы строят гнёзда?»

Дидактические игры: « Вершки – корешки», « Хорошо – плохо» 10.Физическая культура

Подвижные игры: « Чьё звено быстрее соберётся?», « Ловишки парами», « Меткий стрелок»

 11.Развлечение: « Встреча весны» 12.Презентация «Весна красна» 13.Взаимодействие с семьей:

Информация в приемной:

Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Витаминный

календарь. Весна», « Правила поведения у водоёмов во время ледохода», « Времена года. Весна»

1.Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

2.Подготовка клумб и огорода для посадки. III . Презентационно – завершающий

•Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

•Выставка продуктов детской деятельности.

•Оценка этапов реализации проекта детьми.

•Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

IV. Контрольно-рефлексивный

• Подведение итогов.

• Познавательная беседа “Путешествие по временам года» Необходимые условия реализации проекта:

• интерес детей и родителей;

• методические разработки,

• интеграция со специалистами детского сада. Достигнутые результаты:

  1. Повысился рост познавательной активности детей, интерес и

любознательность к явлениям природы, бережное отношение к природе.

  1. Актуализируются знание о временных представлениях, последовательности времен года.

 

3. Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).

4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

5. Дети составляют по схеме – плану рассказы о временах года

 Вывод:

Использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию

познавательной активности у детей через ознакомление с окружающим и изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме,

способствует:

• формированию и накоплению у детей конкретных представлений к временам года, о изменениях в живой и неживой природы;

• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в

исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;

• развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребёнка.

Список литературы:

  1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как нау- читься понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001. – 432 с.
  2. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении //
  3. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002 4.Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999 5.Детский сад и семья  [Текст] / под ред. Т.А. Марковой. – 2-

е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,  1986. – С. 207.

  1. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
  2. Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч- реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С. 87
  3. Дошкольное учреждение и  семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководс тво для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С.5-22.
  4. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  6. Куликовская И.Э., Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле- довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  8. Сидорчук. Т.А. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ).
  9. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы "Без чего не сваришь суп"

Данная методическая разработка позволяет организовать НОД с детьми средней группы по теме "Овощи" по всем разделам образовательных областей: познавательной, физической, художественно-эстетич...

Методическая разработка: проектная деятельность в группе раннего дошкольного возраста (годовой проект, ясли)

Проектная деятельность группы раннего дошкольного возраста (годовой проект, ясли): художественно-эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида...

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста. Краткосрочный проект "Планета СМЕШАРИКИ"

Мастер   класс  «Готовим торт»Цель:  Научить детей готовить сладкий десерт-торт.Задачи: - Учить детей готовить десерт;            ...

Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Моя семья и семейные ценности»

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий ...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий « В гостях у ребят Маша-забываша »

Цель: Формирование представлений у детей о частях тела, об органах чувств их назначении.Задачи:Образовательные: - продолжить знакомить детей с основными частями тела, их назначением;- уточнить зн...