Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
статья

Ирякова Наталья Николаевна
На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой, существующей в дошкольной системе образования, выступает гармоничное развитие каждого ребенка, начиная уже с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой, существующей в дошкольной системе образования, выступает гармоничное развитие каждого ребенка, начиная уже с самого раннего возраста. В данном случае основное значение в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития отведено мелкой моторике.

В педагогической литературе проблеме развития мелкой моторики уделено особое внимание. Так, специалистами разработан целый комплекс мер, которые оказывают положительное влияние на развитие движений пальцев рук.

По мнению А.В. Артемьевой, мелкая моторика представляет собой определенную сторону двигательной сферы, которая находится в прямой связи с овладением предметными действиями, а также с развитием продуктивных форм деятельности, письмом и речью ребенка. Помимо этого, мелкая моторика включает в себя целый комплекс действий скоординированного характера, нацеленных на точное исполнение мелких движений пальцами [1, с. 13].

В.А. Бабенкова указывает на то, что мелкая моторика взаимодействует со следующими высшими психическими функциями и свойствами сознания, такими как внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и многие другие. Исходя из этого, формирование навыков мелкой моторики важно вследствие того, что будущая жизнь ребёнка потребует от него активного использования точных и координированных движений кистей и пальцев. Они в свою очередь нужны для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также исполнять большое количество самых разнообразных бытовых и учебных действий [1, с. 13].

Развитием мелкой моторики у детей целесообразно начинать заниматься систематически с года и продолжать до самой школы. Для этого нужно применять упражнения, доступные именно их возрасту. Достаточно значимым компонентом работы, направленной на развитие  мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста являются пальчиковые игры. Такого рода игры имеют очень эмоциональную направленность, в результате чего они являются очень увлекательными для детей [2, с. 259].

Наряду с этим, они оказывают положительное влияние на процесс развития речи, а также на творческую деятельность. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира, а именно предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В процессе осуществления пальчиковых игр дети, активно повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. В результате этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, а также умение акцентировать все внимание на одной форме деятельности.

Существуют игры, для участия в которых нужно участие обеих рук.  Это в свою очередь предоставляет возможность детям ориентироваться в таких понятиях как «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и многих других. Для того, чтобы получить наиболее максимальный эффект, пальчиковые упражнения необходимо выстроить определенным образом. Это важно сделать так, чтобы одновременно могли сочетаться сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, при этом важно применение изолированных движений каждого из пальцев.

Что касается продолжительности пальчиковых упражнений, то оно находится в прямой зависимости от возраста ребенка. Так, в возрасте 3-4 лет  оптимальное время может быть от 3 до 5 минут. В качестве примеров таких игр можно привести следующие: «Сорока-сорока», «Пальчиковый театр», «Рыбки», «Капуста», «Пальчик-пальчик», «Семья», «Прятки», «Дом», «Ножки», «Апельсин», «Белочка».

Такого рода игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Помимо этого у детей увеличивается уровень любознательности, пытливости, развиваются сведения относительно определенных сенсорных эталонах, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Целесообразно отметить и то, что всю работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного важно проводит на регулярной основе. Именно тогда получиться добиться положительного эффекта от упражнений. Все задания должны приносить ребенку радость.

Перед началом любых упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. При этом всегда нужно помнить о том, что детям данного возраста очень не просто выполнять движения сразу двумя руками. Исходя из этого, нужно начинать с одной, а затем повторять другой рукой, и лишь после этого можно попробовать синхронизировать ручки.

Развивая мелкую моторику у детей младшего дошкольного, необходимо двигаться от простого к более сложному. К примеру, если ребенку предложить упражнение, которое он еще не может выполнить, в дальнейшем, скорее всего он откажется играть. Также очень важно постараться заинтересовать ребенка. Это можно сделать с помощью организации игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики полезно тем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться интеллекту, оказывает положительное влияние на весь организм, подготавливает непослушную ручку к письму. Для ее непосредственно развития сегодня существует большое количество интересных средств и приёмов, применяются различные стимулирующие материалы, а в литературе накоплено значительное разнообразие средств для развития именно мелкой моторики.

Список используемой литературы

1. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: Методическое пособие / А.В. Артемьева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

2. Бабенкова В.А. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. – 2015. – №1. – С. 259-262.

3. Логоша Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. – 2017. – № 46 (180). – С. 299-302.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...