Современные образовательные технологии
методическая разработка

Кулакова Любовь Сергеевна

Использование современнх образовательнох технологий в музыкальной деятельности, Эвритмия, кейс-технология, ТРИЗ-технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_muzyke.docx74.57 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной задачей педагогов ДОУ в связи с этим – является выбор методов и форм организации работы с детьми с использованием инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Ещѐ в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают еѐ и наполняют еѐ красотою и делают тело человека прекрасно мыслящим. Он будет с радостью восхищаться прекрасным и воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой ритм. Игровое творческое развитие ребѐнка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Мы знаем, что существуют музыкальные методы и приѐмы, которые мы можем спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками, (даже не имея музыкального образования).

Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических  движений, музыкально-дидактических игр.

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства  новых информационных технологий.

Рассмотрим что такое: Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Рассмотрим несколько современных образовательных технологий в музыкальном воспитании:

  • Эвритмия;
  • Кейс-технологии
  • «ТРИЗ-технология»

Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Достижение этой цели возможно путем использования не только стандартных методов музыкального воспитания дошкольников, но и современных, инновационных образовательных технологий.

  1. Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.  

Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого, физического и музыкального развития.

Основы искусства эвритмии были разработаны Рудольфом Штейнером (1861-1925) — австрийским философом и мыслителем.

В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой.  Это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с  дошкольниками. Её название происходит от греческого слова «Эвритмия», что означает «прекрасный ритм»«прекрасное движение»Эвритмическая гимнастика - основана на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Цель эвритмической гимнастики - развитие культуры движения детей дошкольного возраста

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

2.развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

Эвритмическая гимнастика осуществляется на основе следующих принципов

- принципа природосообразности; 

Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Дети приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации.  

- принцип здоровьесбережения; 

Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.  

- принцип развития творческого воображения; 

Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.  

- принцип формирования способности к сопереживанию; 

Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.  

Готовых методик проведения эвритмиченской гимнастики нет. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии:

В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.

Примеры таких ритмических игры и упражнений можно найти в известном вам методическом пособии «Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников» Евгении Владимировны Рыбак.

Кроме того, простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения. Например,

Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч»

«Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши,

Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте,

Красный, синий, голубой (поочерёдно поднимают ноги,

Не угнаться за тобой (бегут на месте)»

Занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма.

Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке

- ритмические игры; 

- блок развития мелкой моторики; 

- блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы)

- пространственная ориентация; 

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением

- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.  

С помощью эвритмической гимнастики можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

2. Кейс-технологии

В своей работе заметила, что дети с удовольствием слушают классическую музыку, мимикой, жестами сопереживают художественным образам, написанными композиторами. Очень часто просят повторить прослушанное. Однако, зачастую, не могут выразить свои эмоции речью. С трудом вступают в диалог, используют узкий словарный запас.  Я  искала различные способы, методы, способные помочь воспитанникам в этой проблеме, собирала в свою педагогическую копилку дидактические игры, наглядные пособия, методики, способные расширить словарный запас ребенка, помочь выразить то, что чувствует малыш. В своих поисках  наткнулась на одну интересную технологию, которая не только помогает детям думать и рассуждать, но и способствует умению выразить свое мнение на основе своего личного опыта, не бояться быть не понятым, не правым. Ведь здесь каждое мнение, каждый вариант имеет право быть!

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений

Суть метода КЕЙС заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в образовательной деятельности. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся любого возраста.

Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.

В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина. Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.

Для реализации (применения) разработанных кейсов я использую следующее оборудование:

 - сам кейс (привлекательно оформленная коробка или картинка сундучка – коробки на экране)

-проектор, экран, компьютерная техника;

 -аудиосистема;

 -магнитная доска, набор магнитов;

 -набор мелких игрушек;

 -набор карточек, картинок (может предъявляться на экране);

 - микрофон.

Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда в работу вступают большая часть участников. Если работать со всей группой, то первое время микрофон получают наиболее активные дети, впоследствии – пассивные. Дети организуются полукругом, на стульчиках или на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно и просматривают  стимульный материал, и общаются. Кейс появляется по мере необходимости и является сигналом для детей о том, что их ждет интересная ситуация. Вместе с кейсом предоставляется микрофон. Дети обсуждают вопросы совместно, затем один из них высказывает общую мысль в микрофон. Микрофон – важная часть обсуждения. Он может быть бутафорским, игрушкой. Но он стимулирует ребенка на умение высказываться прилюдно, при всеобщем внимании.

Педагог открывает кейс и представляет детям ситуацию на картинке или разыгрывает ее мелкими игрушками.

Дети отвечают на три основных вопроса: Что произошло? Почему? Что делать?

Варианты кейсов могут постоянно пополняться. Все  придуманные мной ситуации так или иначе связаны с музыкальным воспитанием дошкольников. В процессе обсуждения ситуаций происходит работа по музыкальному воспитанию: это и валеологические игры, дыхательные упражнения, слушание музыки, пение, хореографические и театральные этюды, а так же элементы эстетического   воспитания, коммуникативных навыков и здоровьесбережения.  

Все кейсы делятся на два подвида – это кейсы – инциденты и кейсы вариации и догадки.

Кейс – инцидент:

Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющаясобой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения:

- Маленький бельчонок один отравился гулять в большой лес  И ЗАБЛУДИЛСЯ (проводится дидактическая игра З. Роот «Непослушный бельчонок» - звуковысотный слух). В другом варианте слова И ЗАБЛУДИЛСЯ не произносятся. В этом случае вариантов предположений детей может быть множество (например: встретил кого-то.В этом случае можно проиграть театральный этюд «Отгадай кто я? и т.д.).

 - На музыкальном занятии Лизе поручили первой вести за собой колонну ребят с флажком в руках. А Маша услышала это и обиделась (коммуникация)

 - Миша в первый раз пришел в детский сад. На музыкальном занятии ребята танцевали польку, а Миша сидел в уголке на стульчике (коммуникация, танец по выбору детей)

 - У Ани в начале занятия развязались шнурки, но она не обратила на это внимания. Во время танца она запнулась и упала (здоровьесбережение)

 - Дети играли в игру «Передай мяч» под музыку. У Вари мяч выскользнул из рук. Дети засмеялись, а Варя заплакала (коммуникация, любая музыкальная игра с мячом);

 - На выставке собак самые лучшие чемпионы получили медали и кубки, а маленький щенок шел с выставки домой и жалобно скулил (театральный этюд, коммуникация)

Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

- Мишенька, у тебя есть маленький щенок. Как его зовут? Возьми его за поводок. Твой щенок ничего не выиграл на выставке, и сейчас мы идем домой. (педагог играет собачкой, идет и скулит: «Я тоже хочу медаль! Почему мне ничего не дали? И т.д.)

 - Матрешка Маша встретила свою  маленькую сестренку (достает из коробки–кейса матрешек по числу участников). Маленькая матрешка пожаловалась большой: «Я совсем не умею танцевать,  и надо мною все смеются» (дидактическая игра «Матрешка пляшет» - ритмический слух).

Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений - когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы;

- фрагмент мультфильма по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»  - полет шмеля на борт корабля. Педагог: Ребята, послушайте, как композитор Римский – Корсаков написал «Полет шмеля». Что с ним случилось в сказке? Почему? Чем ему помочь? (здесь возможно фонопедическое упражнение «Шмель»)

 - фрагмент мультфильма – дидактической игры «Теремок».(тембровый слух);

 - фрагмент мультфильма – дидактической игры «Из-за леса,  из-за гор ехал дедушка Егор» (музыкальные инструменты потерялись по пути) (тембровый слух);

Кейсы – вариации и догадки:

 - Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между   предметами, строит варианты развития событий; 

- сосульки – малыш лижет сосульку (здоровьесбережение, фонопедические упражнения для закаливания зева);

 - развязанные шнурки на ботинках – ребенок танцует (здоровьесбережение, эстетическое воспитание, хореографические упражнения, танец);

 - падают снежинки – ребенок поймал снежинку на рукавичку (пение песен о зиме, снеге, зимние танцы).

 Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности: интересный вид работы,

 побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные»

 стороны.

- смятый и приподнятый ковер (здоровьесбережение);

 - развязанные шнурки (здоровьесбережение, эстетический вид ребенка)

 - непогашенные свечи (дыхательные упражнения);

- густой лес (театральные этюды, дидактическая игра «Музыкальный кубик» (животные, птицы)

Кейс – наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш:

 - картинка «котик заболел» (с прослушиванием одноименного произведения Гречанинова)

 - картинка «болезнь куклы» (с прослушиванием одноименного произведения Чайковского);

 - картинка «грустный клоун» (с прослушиванием произведения «Клоуны» Кабалевского);

Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.

- картинка «грустный клоун» (с прослушиванием произведения «Клоуны» Кабалевского)  

А) У клоуна не получился фокус;

Б) Клоун поссорился с другом;

В) Клоун съел не свежее пирожное и теперь у него болит живот;  и др.

При работе с кейс-технологиейя сделала следующие выводы:

• дети учатся получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;

• научаются соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии, развивать моно- и диалоговую речь;

• учатся воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства;

 • происходит формирование у детей навыков работы в команде;

 • развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;

• развивается информационная компетентность детей; они учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений;

• в интересной форме осваивается программа художественно-эстетического развития (музыка).

Кейс-ситуации легко включаются в образовательную деятельность, музыкальные занятия, помогают составить тематические занятия.

  1. ТРИЗ и РТВ технологии

(Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения)

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения). Она возникла в нашей стране в конце 40-х годов. В 1987 г. методика ТРИЗ пришла в детские сады.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана   Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизировалась творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.  Изучая методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии музыкально-творческих способностей. Полученные знания постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального воспитания ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

 

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Положительные стороны ТРИЗ:

 - У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
      На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога, музыкального руководителя и родителей.

Этапы педагогической технологии:

• На первом этапе создаем условия для реализации этапов педагогической технологии, проектируем подгруппы детей в произвольной форме. Активизируем интерес детей к музыке, образное мышление. Погружаем детей в процесс музыкального восприятия.

• На втором этапе обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями в ходе слушания музыкальных произведений, анализируем, определяем средства музыкальной выразительности, играем в музыкально–дидактические игры.

• На третьем этапе активизируем самостоятельную деятельность детей в процессе восприятия музыки, после чего они смогут без участия взрослого провести анализ музыкального произведения.

• На четвертом этапе обогащаем музыкальную культуру педагогов и        

родителей. Педагогам предлагаем общие и конкретные рекомендации по вопросам музыкального развития и воспитания ребенка (через консультации, мастер-классы, практикумы) семинары – практикумы для педагогов.

Для родителей создаются: фонотека, картотека с музыкально – дидактическими играми, библиотека с литературой по музыкальному развитию дошкольника, проводятся родительские собрания, совместные вечера развлечений. Разрабатываем рекомендации для родителей, желающих развить интерес к музыке у своих детей.

Предлагаю использовать следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ:

  1. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Восприятие музыки -ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Этот метод служит решению сразу нескольких задач: Систематизация большого количества объектов, в данном случае - музыкальных произведений, композиторов, жанров, инструментов по нескольким параметрам. Прослушав с детьми каждую из частей «Времён года» П.И. Чайковского, предложил детям определить её темп, характер, изобразить с помощью движений эту музыку. Так, любимая песенка «Во саду ли, в огороде» при исполнении её на баяне, металлофоне, в аккомпанементе одних и тех же ударных и шумовых инструментов будет звучать совершенно по-разному, что позволяет детям научиться различать тембр, характерные особенности звучания каждого из основных инструментов.

Изучая характер звучания различных инструментов, можно использовать 2 МЕТОД СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛОГИИ для поиска сходства со звучанием живых и неживых объектов. Например: звук валторны напоминает трубный рёв оленя или быка. Такие упражнения расширяют круг ассоциативных связей, доступных ребёнку, развивают слуховую память, творческое воображение. Прослушав произведение во время музыкального занятия с дошкольниками, предложила игру «Внимательный слушатель», в ходе которой побеждает тот, кто сможет узнать звучание как можно большего количества инструментов. В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по МЕТОДУ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)
3.  СИНЕКТИКА. ЭМПАТИЯ.

Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения.

Даётся задание перевоплотиться: а)придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ;

б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко…почему, как вы думаете)

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – 4.  МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ -  выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например: «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

5. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА можно использовать на музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

6. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ОБ ОБЪЕКТЕ ПО АЛГОРИТМУ

« Волшебная дорожка».

Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений, а с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждая о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.

7- МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

8 МЕТОД ТИПОВОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Развивать образное мышление детей при помощи игры в «Волшебников». В основе лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Дробления-Объединения, Времени, Увеличения- Уменьшения, Наоборот, Оживления-Окаменения. Игра приветствие « Поздороваться как мышка или как медведь», игра “Великаны и Гномы”, игра « Звездочёты и роботы», исполнение детьми свободных танцев плясок на утренниках.

9 МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Формировать умение выслушивать других при групповом обсуждении Чайковский «Болезнь куклы». Что надо сделать, чтобы девочка не грустила? С целью использования  элементов ТРИЗ в музыкальной  деятельности я изготовила  пособия, которые можно использовать не только в  ОД,   но и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Была создана картотека музыкально-дидактических игр. Созданы музыкально-дидактические пособия для реализации задач в непосредственно-музыкальной деятельности с помощью ТРИЗ.  Разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию музыкальных способностей в детском саду. Разработаны методические рекомендации для родителей по развитию музыкальных способностей в домашних условиях.

Занятие с применением элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширения кругозора и словарного запаса. Всё это представляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и в других видах деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ в ТРИЗ технологии

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...