"Никита Водопол".
план-конспект занятия (младшая, средняя группа)

Шифрина Елена Давидовна

 «Никита Водопол».

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомство с элементарными представлениями о русских народных праздниках;

- Расширение знаний детей о народных традициях;

- Продолжать учить говорить полным предложением;

- Обогащение словаря.

Развивающие:

- Развитие внимания, мышления, памяти.

- Активизация речи, побуждение к высказываниям;

- Развитие навыков связной речи.

Воспитательные:

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания: отзывчивость, доброту, сочувствие.

Оборудование: Компьютер, платок для игры, бусинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikita_vodopol.docx19.6 КБ
Файл vodopol2.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного

детский сад комбинированного вида № 23 «Антошка»

Тематическое ООД

в младшей группе №10

«Никита Водопол».

Подготовила и провела воспитатель:

Шифрина Е.Д

Долгопрудный 2021 г.

 «Никита Водопол».

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомство с элементарными представлениями о русских народных праздниках;

- Расширение знаний детей о народных традициях;

- Продолжать учить говорить полным предложением;

- Обогащение словаря.

Развивающие:

- Развитие внимания, мышления, памяти.

- Активизация речи, побуждение к высказываниям;

- Развитие навыков связной речи.

Воспитательные:

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания: отзывчивость, доброту, сочувствие.

Оборудование: Компьютер, платок для игры, бусинки.

Звучит русская народная музыка.

Дети заходят, их встречает хозяйки дома:

Хозяйка 1: Проходите, гости дорогие. Ребята, мы  очень рады видеть вас.

Хозяйка 2: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет необычное занятие.

А о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав  загадку:

Она – и туча, и туман. Она – ручей и океан. Она летает и бежит. И стеклянной может быть. (Вода).

Хозяйка 1:  Сегодня мы неспроста заговорили о воде. Сегодня 16  апреля празднуют народный праздник «Водопол». (День Водяного) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Хозяйка 2: А вы умеете играть в интересную игру, которая называется «Водяной»? Хотите, я вас тоже научу этой игре? Тогда вставайте в круг. (Русская народная музыка)

Запоминайте слова:

Водяной, водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час,

Все равно не знаешь нас.

( Дети и дут по кругу, говоря эти слова, а взрослый  водяной стоит с завязанными платком глазами. По окончанию слов дети останавливаются,  а водяной подходит к любому ребенку и ощупывает его, стараясь угадать кто это.)

Хозяйка 1:  В народном календаре наших предков многие знаменательные даты были связаны с сезонными природными явлениями. Так и сегодняшний День Водяного: он отмечался с началом ледохода и половодья на реках.

Хозяйка 2: Весной солнышко пригревает сильнее, сугробы оседают, снег становится серым, а лед на реках, прудах и озерах делается рыхлым, темнеет и тает. Между льдинами появляются трещины. Обычно это происходит в апреле, в середине весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды». В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход.

Что такое ледоход?

Это движение льда во время таяния. Льдины ломаются с треском, грохотом. Они плывут, словно огромные рыбины, иногда наскакивая друг на друга. Между льдинами появляются оконца синей чистой речной воды. Льдины плывут вниз по течению. Под лучами  солнца они быстро тают. Талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье

Хозяйка 1: Вместе с приходом весны и пробуждением природы сегодня просыпается от зимней спячки и Водяной!  Люди верили, что каждый водоём имеет своего хозяина – Водяного, сила и характер которого зависит от размеров и особенностей реки или озера.

А кто же такие Водяные мы сейчас с вами узнаем.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной  ослаб за зиму. Ему нынче нужно  чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку.  Рыбаки угощали,  Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Водяной дедушка — хозяин вод.

Водяные пасут на дне рек — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал.  Водяного представляли в виде  старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Омут – глубокая яма на дне реки или озера. В  озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества.  Такие ключи назывались «гремучими» и это сохранилось в названии многих источников.

В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». Водяной очень любит со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым.

Водяных угощали, их уважали, с ними находили общий язык. Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений. Люди же, если не обижали водяного, могли рассчитывать на его помощь. При помощи водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука.

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Водяной выглядел так: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы. Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера.

Много интересного мы узнали, а теперь пришла пора поиграть в любимую игру водяного

 «Собери жемчуг» (звук воды).

На морском дне лежат раковины, в которых прячутся красивые

жемчужины. Из них делают прекрасные украшения. Надо достать

жемчужины с большой глубины. Это сделать очень трудно, ведь на дне

морском темно, почти ничего не видно, нужно их искать на ощупь.

(В таз с водой рассыпаю цветные камешки. Участникам завязывают глаза.

Играющие на ощупь собирают «жемчужины» в стаканчики).

А не пора ли Водяному подкрепиться? Приготовим-ка мы для него угощение и наловим рыбки.

Аппликация  «Рыбка». Музыкальное сопровождение из м\ф «Я Водяной».

Навсегда, друзья, с водою подружиться надо вам! Берегите воду. И тогда на всей планете будет мир и красота!

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка про мальчика Никиту и гномика Эн

Авторская сказка про мальчика Никиту и гномика Эн, придуманная мною при подготовке к занятию по обучению грамоте. Надеюсь пригодится педагогам в работе или послужит примером для создания собственных с...

Презентация "Никита Кожемяка"

Задачи: закрепление знаний детей о былинных богатырях, создание художественного образа богатыря....

Презентация "Никита Кожемяка"

Презентация "Никита Кожемяка" разработана для демонстрации на занятиях : развитие речи.Наглядность -игрушка "Змей-горыныч" (связанная крючком)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Презентация "Никита Сергеевич Михалков".

Презентация для детей подготовительной группы, посвящённая творчеству актёра и режиссёра Н.С. Михалкова....

День Никиты- гусятника

День Никиты- гусятника. Развлечение для старшей группы в ДОУ. Страничка народного календаря. В развлечении дети многое узают о гусях. Поют, инсценируют песню "Жили у бабуси два веселых гуся",...

«Народные праздники. Водопол»

Тема:  «Народные праздники. Водопол»Цель: продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств...