Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кондратьева Аграфёна Геннадьевна

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.         

Образовательные задачи:

1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей  по описанию отгадывать героя.

2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (схем), пересказывать текст сказки последовательно.

3.Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

4. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

5. Помочь понять содержание сказки.

Развивающие задачи:          

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.

 

3. Развивать общие двигательные умения.

Воспитывающие задачи: 

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический,  проблемный, самостоятельный.

Оборудование: Карточки с героями сказок, магниты, магнитная доска, медальоны.

Приемы:  Художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая, артикуляционная  гимнастика, физминутка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

В подготовительной группе

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.         

Образовательные задачи:

1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей  по описанию отгадывать героя.

2. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (схем), пересказывать текст сказки последовательно.

3.Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

4. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

5. Помочь понять содержание сказки.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.

3. Развивать общие двигательные умения.

Воспитывающие задачи: 

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический,  проблемный, самостоятельный.

Оборудование: Карточки с героями сказок, магниты, магнитная доска, медальоны.

Приемы:  Художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая, артикуляционная  гимнастика, физминутка.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на ковре.

- Воспитатель:Воспитатель обращает внимание детей на клубок (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него). Хотите, чтобы клубок провел нас в сказку.

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз.

А поможет нам отправиться в путешествие волшебный клубок. Воспитатель держит клубок, дети отматывают

Готовы! В путь! закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «Раз, два, три в сказку мы попасть хотим!».

- И вот мы с вами в гостях у сказки, а для того чтобы хорошо слушать и рассказывать сказки нужно поразмять наш веселый языок.

Артикуляционная гимнастика  (стоя)

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)


- Как обычно начинается сказка? С каких слов? (жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.)
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях). Сказки всегда  поучительные.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

- Воспитатель. Послушайте 1-ое задание:

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!    
(загадывает загадки, а  дети находят картинку  отгадку и показывают ее)

1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

2.По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра?
По-щучьему велению

3.У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка

5.Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка

6.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок

7.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Волк и семеро Козлят.

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики.На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему сказки  называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Послушайте 2-ое задание: Я буду читать русскую народную сказку, и на доске выставлять схемы по сказке, чтобы мы после прочтения, вы смогли пересказать сказку. (схемы.). В сказке будут непонятные для вас слова, например такие, как вы их понимаете: «поборы», «допытываться», «сыщите», «авось», «размечу», «беду неминучую».

- А теперь послушайте русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Эта сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик  А.Афанасьев. (чтение сказки).
- Ребята как называется сказка?
- Кто  главные герои в сказке?
- Кем был главный герой?
- В каком городе появился змей?
- Почему змея боялись?
- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

-  Что предложил змей Никите Кожемяке?

- Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

- Как вы думаете, есть ли  волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

- Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

- В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
- А как ласково называла царевна своих родителей? Батюшка, матушка.

-Какие слова можно подобрать к слову «сила»? сильный, силач, силище, сильнее, сильней.

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать 
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодать. 
( указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель: - Молодцы вы знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу  закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове,  покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец).  Пусть ваши дружные пальчики  возьмут медальки, на них нарисованы улыбки (веселая и грустная) выберите улыбку соответствующую вашему  настроению после сегодняшнего путешествия по сказкам.

До новых встреч друзья!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах  использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...

план-конспект по развитию речи на тему:" Чтение русской народной сказки "Маша и медведь" во второй младшей группе

план-конспект  по развитию речи на тему:" Чтение русской народной сказки "Маша и медведь" во второй младшей группе...

Конспект по развитию речи " В гостях у русских народных сказках" в младшей группе.

Конспект по развитию речи в младшей группе на тему: «В гостях у русских народных сказках". Цель: С помощью разных приёмов, помочь детям вспомнить русские народные ск...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Русские народные сказки».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Русские народные сказки».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам; закрепить навыки детей пересказа сказок, расширит...