Консультация для педагогов. Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
консультация

Дьячкова Валентина Сергеевна

 Таблица. Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Может выполнить исключение «4лишний», группирует, находит последовательность из 3 картинок.

Начало формирования образно-схематического мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . Появляются зачатки логического мышления.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Развитие логического мышления приводит к формированию у ребенка к  способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Речь

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Активно осваивает речь. Четко произносит гласные звуки. Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные, использует в речи короткие предложения.

Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Активно растет словарный запас, Ребенок учится излагать мысли и  полноценно общаться с ровесниками. Главный вопрос – «почему?». Придумывание новых слов, выражений.

 Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные.

Их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ли  она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

Преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.

Внимание непроизвольное.

Привлекательной деятельностью занимается 5-10 мин, не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Быстро развиваются психические процессы. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества. Возрастает устойчивость до 15-20 мин, могут сосредоточенно  заниматься каким-либо видом деятельности.

Развивается произвольное запоминание в игре.

Выбирает по названию основные цвета, ориентируется относительно себя.

В мелкой моторике идет развитие зрительно-двигательной координации.

Продолжает формироваться волевая сфера.

Появляется произвольность- умение слушать и выполнять инструкцию взрослого. Способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.  Возрастает устойчивость до 20-25 мин на занятии. В игре до 1 часа.

Улучшается  устойчивость памяти. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

Активно развивается творческое воображение. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре

Происходит ускоренный рост умственного развития.

Начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – он самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.

Физиологическая чувствительность

Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем. Что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Тоже-самое.

Активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. 

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Тоже самое

Способ познания

Манипулирование предметами.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.   Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния

Экспериментирование, конструирование.

Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать ребенку, что его достижения заметили, его успехам рады.

Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями.

Дети с  удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Главное, в развитии детей 6-7 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат.

Форма общения

 Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности

Ситуативно-деловое.

 Возникает потребность в общении не только со

взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому,

что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с

ним заодно.

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Выраженная потребность в общении. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Уже может учитывать другие точки зрения.

Отношения со сверстниками

Сверстник им мало интересен, рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.      

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Осознание себя как отдельного человека.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Углубление интереса как к партнеру по играм.

Ориентируются на социальные нормы и правила. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Учится получать помощь взрослого, в тот момент, когда у него что-   то не получается;

Формируются партнёрские отношения со взрослыми. В сфере отношений со взрослыми лежит потребность ребенка в оценке своих действий. Ребенок ориентируется на требования взрослого, не всегда переносит их в разные ситуации. Стремится к общению со взрослым.

Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Определяются границы дозволенного.

Ориентируется на нормы и правила, стремится к сотрудничеству. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для взрослых вопросов.

Ориентируется на нормы и правила, стремится к сотрудничеству.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека.

У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до 1года. Задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

Этот возраст – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.  Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

        нет

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Однако  эмоции непостоянны, ребенка легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Получает положит. эмоции от похвалы и одобрения взрослых.

Увеличивается диапазон понимаемых и переживаемых эмоций. Характерны страхи, как  следствие развитого воображения.

Формируются «высшие чувства»-нравственные, эстетические. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.

Игровая деятельность

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.  

Появляется самостоятельное игровое действие. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями. Предпосылки коллективной игры.

Коллективная игра, дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками (до 2-5ч). Появляются тематические ролевые игры. Часть игр организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач.  

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь. Умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней дольше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для молодых педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествоват...

Семинар- практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Обучение является необходимым условием психического развития ребёнка. Дети учатся на всех генетических ступенях - в раннем, дошкольном и школьном возрасте....

Консультация. "Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития".

quot;Психологические особенности детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития"....

Консультация для педагогов и родителей. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Кратко описываются основные возрастные и писхологические особенности дошкольников....