СТАТЬЯ «Давай никогда не ссориться».
статья (старшая группа)

Подоляко Ирина Николаевна

Общение со сверстниками является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davay_nikogda_ne_ssoritsya.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Давай никогда не ссориться».

                                                                                                                         

Общение со сверстниками является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становиться малоконтактен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка.

Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия драка, разрушение, нанесение повреждений себе или других, что представляет опасность как для самого ребенка, так и для других детей.

Задача  воспитателей состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я – сообщение». Примерно такого рода: «Мне не нравиться, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приводят к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать или обдумать выход из положения.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка. Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:                                                            Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность. Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих. В-третьих, обучать детей: - приемам саморегуляции своего состояния (в основе которой лежит умение расслабляться); умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей; - выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Метод игрового проектирования проблемных ситуаций «Мостик» - любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована.

Метод игрового проектирования проблемных ситуаций «Две гири» - оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок? Дать игрушку (+) Не давать (-) Сашабудет со мной дружить. Сашане будет со мной дружить. Потом уступит свою игрушку. Будет играть с другими детьми. Будет играть вместе сней. Все будут меня дразнить.

Метод игрового проектирования проблемных ситуаций «Ступеньки» - обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные шаги, но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего шага. Обсуждение происходит виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку логических рассуждений снизу вверх. 4. Миша скажет: «Давай по очереди возить грузы». 3. Я скажу Мише: «А давай играть вместе?» 2. Миша скажет: «Не дам, я сам играю». 1. Я попрошу у Миши машинку/

Пособия для разрешения конфликтов детей 

  1. Коврик мира

Цель: Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Вопросы для обсуждения: — Почему так важен для нас «коврик мира»? —  Что происходит, когда в споре побеждает более сильный? — Почему недопустимо применение в споре насилия? — Что вы понимаете под справедливостью?

  1. Пособие "Мирилка"

Цель: Пособие "Мирилка" для детей 3-6 лет для формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия. I вариант. «Мирилка-подушечка»

  1. Коллекция детских литературных мирилок для  детей.

Волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды. «Мирилки» для детей нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.

На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Общие правила поведения

- Стараться понять друг друга в любой ситуации

- Никогда не повышать голос друг на друга.

- Уметь дать совет и выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу. - Уметь слушать и слышать друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Давайте никогда не ссориться"

Занятие по социально-нравственному воспитанию, о дружбе и взамопомощи....

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Давайте никогда не ссориться"

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Давайте никогда не ссориться"...

Календарно - тематическое планирование по теме недели "Давай никогда не ссориться"

Календарно - тематическое планирование по теме недели "Давай никогда не ссориться"...

Конспект открытого занятия «Давайте никогда не ссориться».

Конспект открытого занятия «Давайте никогда не ссориться»....

Конспект открытого занятия " Давай никогда не ссориться "

Научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других; мотивировать и объяснять свои суждения....

Конспект открытого занятия " Давай никогда не ссориться "

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29564810","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...