Презентация "Речевой этикет"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Кляйн Виктория Викторовна

Материал к НОД в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_prezentatsiya.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевой этикет Подготовила: Группа: Проверил(а):

Слайд 2

Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Слайд 3

Речь человека - это визитная карточка, которая свидетельствует об его уровне образованности, культуре, воспитанности. Речевой этикет - сознательное, целенаправленное, мастерское использование языковых выразительных средств в процессе речевого общения и регулирование поведения в зависимости от цели и ситуации общения.

Слайд 4

Компоненты речевого этикета (или успех общения) : Вежливость речи. Внимание, тактичность, доброжелательность и приветливость по отношению к собеседнику. Точность, понятность, грамотность и уместность речевого высказывания. Чистота речи: отсутствие жаргонов, сленгов и слов- паразитов; правильное звукопроизношение и ударение. Выразительность речи. Соблюдение субординации по возрасту. Поддержание внимания слушателя и интереса во время всего разговора. Учёт ответной реакции собеседника. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.

Слайд 5

Пословицы и поговорки 1. Умный не говорит, а невежда не даёт говорить. 2. Язык один, уха два – один раз скажи, два раза послушай. 3. Язык мой – враг мой. 4. Слово – стрела, выпустишь – не вернёшь. 5. Слово – не воробей, хотя тоже бывает сереньким. 6. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. 7. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Слайд 6

Речевые ситуации общения приветствие прощание просьба благодарность приглашение(предложение) извинение знакомство соболезнование, сочувствие комплимент

Слайд 7

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали , Что царевну принимали

Слайд 8

Что влияет на культуру речи ребёнка

Слайд 9

Этапы обучения речевому этикету

Слайд 10

Этапы обучения речевому этикету Первый этап – автоматизация в речи знакомых речевых штампов. Второй этап – обогащение формул речевого этикета. Третий этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Слайд 11

Первый этап – автоматизация формул речевого этикета Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни. Необходимо использовать любую возможность, чтобы проговаривать вслух речевые шаблоны. В любой коммуникативной ситуации ребёнку необходимо подсказывать (например, как ему, предложить игрушку, или пригласить сверстника для совместной игры). Взрослым обязательно нужно поощрять попытки ребенка в использовании формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи можно использовать художественную литературу, просмотр инсценировок, игровые ситуации Спасибо Будьте добры Очень рада

Слайд 12

Второй этап – обогащение формул речевого этикета На этом этапе для активизации в речи, воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию и расширению формул речевого этикета в разных ситуациях общения.

Слайд 13

Третий этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, положения, интонация , мимика, которые использует человек.

Слайд 15

Для обучения проявлению доброжелательности используются игры и этюды: Игра «Физиономисты». Этюд «Эмоции». Этюд «Пантомимы». Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения и в повседневном общении с окружающими людьми.

Слайд 16

Принципы речевого этикета: кому говоришь что говоришь где говоришь зачем говоришь какие из этого будут последствия Думай, Меньше говори, больше слушай

Слайд 18

Игра для развития речевого этикета Подвижная игра «Остановимся – познакомимся» Цель: Активизировать в речи детей различные варианты приветствия. Материал. Игрушки на всех детей. Предварительная работа. Каждый ребенок дает своей кукле имя. С целью расширения активного словаря детей, педагог может помочь детям в придумывании имени своему персонажу (например, дедушку из кукольного театра можно назвать Антон Николаевич, а игрушечному котенку можно дать имя котенка из мультфильма – Гав). Ход игры Дети образуют два круга – большой и маленький. С куклами, или другими игрушками в руках они перемещаются в двух кругах противоходом и хором говорят слова: Мы бежим, бежим, бежим, потому, что мы спешим. А теперь мы остановимся и друг с другом познакомимся. Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большого круга: - Здравствуй, меня зовут лиса Алиса. А тебя? - А мое имя – кукла Маша. Очень приятно познакомиться.

Слайд 19

Дидактическая игра «Передай письмо» Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы. Материал. Разноцветные конверты, набор картинок. Ход игры. В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Ребенок-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит «Передай письмо Светлане Анато-льевне ». Ребенок передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр передай письмо Светлане Анатольевне» или «Ты не сможешь передать письмо Светлане Анатольевне?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную ребен-ком фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Из детей выбира-ется другой почтальон. Почтальон передает письмо теперь кому-нибудь из детей. Воспитатель может поменять варианты выражении просьбы. Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе рече-вого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».

Слайд 20

Воспитание речевого этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов: Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность, активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников. Принципы речевого этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Слайд 21

Работа в паре: вспомните и назовите вежливые слова придумать и разыграть сценки, используя вежливые слова. Д/ з . Подумайте, можно ли каждого из вас назвать вежливым человеком? Работа по букварю стр. 80 Прочитайте предложения. Надуть губы Унести ноги Найти общий язык Совать нос Задирать нос

Слайд 22

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько: обращение и привлечение внимания; приветствие; знакомство; прощание; извинение; благодарность; поздравление; пожелание; соболезнование; сочувствие; приглашение; просьба; совет; одобрение; комплимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...