РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
консультация

Ефремова Елена Юрьевна

       Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, изменились его любимые герои и увлечения. Исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особенную роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Главным доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании можно считать то, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение. Введение ИКТ в систему дидактических средств детского сада является значительным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка.      Современный компьютер, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на действия и запросы. Он играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей. Использование компьютеров в образовательной и свободной деятельности детского сада выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать.

      Компьютерные технологии помогают ставить перед ребенком и решать ему познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Применение мультимедиа технологий таких как: цвет, графика, звук, современные средства видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, усиливают мотивацию к обучению и дают толчок к лучшему усвоению материала . Так, например, обучающие игры для детей, помогут легко и быстро выучить буквы и звуки, цифры, определенный набор слов. Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за одну минуту воспринимает и способен передать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования мультимедиа в детском саду. Нужно отметить методические возможности мультимедиа и его преимущества: — процессу обучения придается естественный характер, более интересный и эффективный; — повышается эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности и появления возможности моделировать объекты и явления; — повышается мотивация к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; — развивается наглядно-образное мышление; — получаемые знания более глубокие и обобщенные.

     Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно превращается в один из стандартных компонентов образовательного процесса. Для того чтобы учебный материал занятия по окружающему миру в старшей и подготовительной к школе группе детского сада перевести в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации можно создать презентацию, например к занятию по теме «История происхождения автотранспорта». Дети впервые смогут увидеть старинные автомобили, узнать об их предназначении. А современный транспорт смогут классифицировать по его назначению. Живой интерес вызовет ролевая игра «Куда спешат автомобили?».

        С помощью мультимедийных игр дети не только обучаются, но и тренируют логическое и образное мышление, память и внимание. На занятиях по познавательному развитию педагог может представить детям материалы о культуре и традициях нашей страны. Его задача – помочь маленькому человеку услышать и увидеть все исконно русское, прекрасное, доброе. А, познав добро, он будет творить его сам.

    Далеко не каждому ребенку доводится побывать в Москве, СанктПетербурге.  Презентация дает возможность детям полюбоваться красотой и торжественностью площадей, башен и соборов Московского кремля, познакомиться с дворцами и их площадями, с прекрасными фонтанами второй столицы нашей страны, проникнуться гордостью за мужество солдат, отдавших жизнь за Отечество. Компьютерные технологии на занятиях по формированию математических представлений и развитию речи приводят к повышению уровня мотивации дошкольников, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности.       

       Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе организованной деятельности. С целью формирования пространственного видения в устном счете можно использовать с разумной долей игрового подхода мультимедийную форму анимации. Для опережающего обучения можно вводить знакомство с объемными фигурами. Для знакомства с новым материалом с помощью компьютера формировать различные алгоритмы, например: сложения и вычитания. Для закрепления материала можно организовать работу подгруппами у компьютера, где более сильные дети помогают остальным усвоить полученные знания. С целью оптимизации организованной образовательной деятельности детей на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада используются возможности компьютерной анимации для проведения исследовательской работы, наблюдений за окружающим миром и т.д. Мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, которое разнообразит процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером.  

    Результатом использования информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания образовательной деятельности старших дошкольников. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Дошколята легче и быстрее усваивают новый материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная образовательно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку. Этот метод обучения также помогает педагогам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы работы. Таким образом, образовательный процесс с использованием компьютерных технологий, улучшает качество знаний, помогает детям преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и ребенка, их сотрудничества в образовательном процессе. Поэтому, применение компьютерных технологий необходимо для того, чтобы детям было интересно получать новые знания, а педагогам было интересно давать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_ikt.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

       Современные ИКТ оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменился и характер его основной деятельности – игры, изменились его любимые герои и увлечения. Исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особенную роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Главным доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании можно считать то, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение. Введение ИКТ в систему дидактических средств детского сада является значительным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка.      Современный компьютер, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на действия и запросы. Он играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей. Использование компьютеров в образовательной и свободной деятельности детского сада выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Специальные компьютерные программы позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать.

      Компьютерные технологии помогают ставить перед ребенком и решать ему познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Применение мультимедиа технологий таких как: цвет, графика, звук, современные средства видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, усиливают мотивацию к обучению и дают толчок к лучшему усвоению материала . Так, например, обучающие игры для детей, помогут легко и быстро выучить буквы и звуки, цифры, определенный набор слов. Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за одну минуту воспринимает и способен передать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования мультимедиа в детском саду. Нужно отметить методические возможности мультимедиа и его преимущества: — процессу обучения придается естественный характер, более интересный и эффективный; — повышается эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности и появления возможности моделировать объекты и явления; — повышается мотивация к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; — развивается наглядно-образное мышление; — получаемые знания более глубокие и обобщенные.

     Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно превращается в один из стандартных компонентов образовательного процесса. Для того чтобы учебный материал занятия по окружающему миру в старшей и подготовительной к школе группе детского сада перевести в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации можно создать презентацию, например к занятию по теме «История происхождения автотранспорта». Дети впервые смогут увидеть старинные автомобили, узнать об их предназначении. А современный транспорт смогут классифицировать по его назначению. Живой интерес вызовет ролевая игра «Куда спешат автомобили?».

        С помощью мультимедийных игр дети не только обучаются, но и тренируют логическое и образное мышление, память и внимание. На занятиях по познавательному развитию педагог может представить детям материалы о культуре и традициях нашей страны. Его задача – помочь маленькому человеку услышать и увидеть все исконно русское, прекрасное, доброе. А, познав добро, он будет творить его сам.

    Далеко не каждому ребенку доводится побывать в Москве, СанктПетербурге.  Презентация дает возможность детям полюбоваться красотой и торжественностью площадей, башен и соборов Московского кремля, познакомиться с дворцами и их площадями, с прекрасными фонтанами второй столицы нашей страны, проникнуться гордостью за мужество солдат, отдавших жизнь за Отечество. Компьютерные технологии на занятиях по формированию математических представлений и развитию речи приводят к повышению уровня мотивации дошкольников, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности.      

       Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе организованной деятельности. С целью формирования пространственного видения в устном счете можно использовать с разумной долей игрового подхода мультимедийную форму анимации. Для опережающего обучения можно вводить знакомство с объемными фигурами. Для знакомства с новым материалом с помощью компьютера формировать различные алгоритмы, например: сложения и вычитания. Для закрепления материала можно организовать работу подгруппами у компьютера, где более сильные дети помогают остальным усвоить полученные знания. С целью оптимизации организованной образовательной деятельности детей на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада используются возможности компьютерной анимации для проведения исследовательской работы, наблюдений за окружающим миром и т.д. Мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, которое разнообразит процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером.  

    Результатом использования информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания образовательной деятельности старших дошкольников. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Дошколята легче и быстрее усваивают новый материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная образовательно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку. Этот метод обучения также помогает педагогам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы работы. Таким образом, образовательный процесс с использованием компьютерных технологий, улучшает качество знаний, помогает детям преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и ребенка, их сотрудничества в образовательном процессе. Поэтому, применение компьютерных технологий необходимо для того, чтобы детям было интересно получать новые знания, а педагогам было интересно давать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Работа с родителями по развитию социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников через игру»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и с...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему для детей старшей группы с использованием компьютерных технологий. «Путешествие в страну сказок»

Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию на темудля детей старшей группыс использованием компьютерных технологий.«Путешествие в страну сказок»...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...