««Использование на практике методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у детей».
консультация (старшая группа)

Елена Александровна Бугаева

Консультация для воспитателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx17.17 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

 ««Использование на практике методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у детей».

Совершенствование процесса запоминания и овладение различными приемами является залогом успешной деятельности и личностного развития дошкольников. В значительной мере память активизируется, если у детей есть заинтересованность материалом, положительное отношение к нему. Большое значение в запоминании имеют положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к запоминаемому материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к игре или другой деятельности, формирование устойчивых познавательных интересов. Различные приемы активизации мыслительной деятельности детей одновременно способствуют развитию мнемической функции .

Искусство тренировки памяти называют мнемоникой. Мнемонические приемы – основа развития памяти. Они облегчают процесс и увеличивают объем запоминания.

  1. Поиск ассоциации. У человека любая новая информация опирается на уже известную. Поэтому старайтесь обсуждать с ребенком материал для запоминания. Задавайте ему вопросы: что напоминает изображение или слово; о чем ты подумал, когда слушал сказку и т.д.
  2. Повторение. Мы даем малышу поручение, например, принести игрушку. Попросите его повторить задание: «Так что же ты мне принесешь?» Также стоит побуждать ребенка повторять новые слова, названия, стихотворения.
  3. Смысловое соотнесение. Предложите ребенку запомнить несколько слов с помощью картинок, которые сочетаются с ними по смыслу. Например, к слову «цветок» подберите картинку с изображением вазы, а к слову «дождь» – раскрытый зонт.
  4. Группировка. Материал группируется по смысловому содержанию, внешним признакам, ассоциациям. Например, чтобы запомнить различные картинки предложите ребенку разложить их по группам: в одну сторону поместите карточки с изображением игрушек, а в другую – с растениями, в третью – с одеждой.
  5. Создание таблиц с рисунками. Так, например, можно легко запомнить сказку, стишок или времена года. В таблице яркими цветами можно последовательно изобразить главные события сказки или характерные признаки осени.

Одним из методов запоминания является- мнемотехника.

 Она включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

 Помогает детям:              

• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

    • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

     • Обогащает словарный запас;

• Помогает развивать мышление;

• Развивает фантазию;

     • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  

 Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Когда дети освоили мнемоквадраты, можно усложнить задание, предложив мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По которым можно составить 2-3 простых предложения. В средней группе можно переходить на мнемотаблицы.         Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка. Главное правило — ненавязчивость.  

 Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
 И
чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.                                                 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

 ««Использование на практике методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у детей».

Совершенствование процесса запоминания и овладение различными приемами является залогом успешной деятельности и личностного развития дошкольников. В значительной мере память активизируется, если у детей есть заинтересованность материалом, положительное отношение к нему. Большое значение в запоминании имеют положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к запоминаемому материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к игре или другой деятельности, формирование устойчивых познавательных интересов. Различные приемы активизации мыслительной деятельности детей одновременно способствуют развитию мнемической функции .

Искусство тренировки памяти называют мнемоникой. Мнемонические приемы – основа развития памяти. Они облегчают процесс и увеличивают объем запоминания.

  1. Поиск ассоциации. У человека любая новая информация опирается на уже известную. Поэтому старайтесь обсуждать с ребенком материал для запоминания. Задавайте ему вопросы: что напоминает изображение или слово; о чем ты подумал, когда слушал сказку и т.д.
  2. Повторение. Мы даем малышу поручение, например, принести игрушку. Попросите его повторить задание: «Так что же ты мне принесешь?» Также стоит побуждать ребенка повторять новые слова, названия, стихотворения.
  3. Смысловое соотнесение. Предложите ребенку запомнить несколько слов с помощью картинок, которые сочетаются с ними по смыслу. Например, к слову «цветок» подберите картинку с изображением вазы, а к слову «дождь» – раскрытый зонт.
  4. Группировка. Материал группируется по смысловому содержанию, внешним признакам, ассоциациям. Например, чтобы запомнить различные картинки предложите ребенку разложить их по группам: в одну сторону поместите карточки с изображением игрушек, а в другую – с растениями, в третью – с одеждой.
  5. Создание таблиц с рисунками. Так, например, можно легко запомнить сказку, стишок или времена года. В таблице яркими цветами можно последовательно изобразить главные события сказки или характерные признаки осени.

Одним из методов запоминания является- мнемотехника.

 Она включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

 Помогает детям:              

• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

    • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

     • Обогащает словарный запас;

• Помогает развивать мышление;

• Развивает фантазию;

     • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  

 Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Когда дети освоили мнемоквадраты, можно усложнить задание, предложив мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По которым можно составить 2-3 простых предложения. В средней группе можно переходить на мнемотаблицы.         Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка. Главное правило — ненавязчивость.  

 Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
 И
чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цельобучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображени

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цельобучения с её использованием –     - р...

Использование в практике метода проектов

Материалы представляют описание реализации  проекта в средней группе детского сада....

МНЕМОТЕХНИКА, КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Приветствую Вас уважаемые коллеги! В современном мире наши дети получают огромный объем информации. Не смотря, на юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но п...

Развитие профессиональной компетенции по проблеме использования системы методов и приёмов мнемотехники, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации детей младшего дошкольного возраста

Развитие профессиональной компетенции по проблеме использования системы методов и приёмов мнемотехники, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации детей младшего д...

Применение мнемотехники для эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации воспитанниками детского сада

В статье приведена информация о мнемотехнике (мнемонике) как методе познавательного развития детей дошкольного возраста, её неоспоримых преимуществах, способах применения в детском саду. Также даны ме...

Доклад на тему:«Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию экономических знаний у дошкольников»

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...