проект Дом в котором я живу
методическая разработка (старшая группа)

Щукина Евгения Васильевна

Патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dom_v_kotorom_ya_zhivu_2.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

Актуальность

 К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.  «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.

Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.

Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.

Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.

Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации: долгосрочный 1 год (сентябрь-май)

Ожидаемый результаты:

Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

План реализации проектной деятельности

Месяц

Неделя

Тема

Программное

содержание

Форма проведения

Работа с родителями

Ответственный

сентябрь

3-я

«Моя семья»

Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье.

Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»

С/р игра «Семья»

Рисование «Моя семья»

Беседа о родственниках более старшего поколения.

Анкета для родителей

-Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

4-я

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей.

Чтение Я.Аким

«Кто кому кто»

Д/игра «Назови ласково»

октябрь

1-я

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена»

Беседа «Что такое дружба»

Исполнение песен о дружбе.

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»

2-я

«Герб нашей семьи»

Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи

Творческая работа совместно с родителями: изготовление «Герб нашей семьи»

3-я

«Родительский дом - начало начал»

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

 Дни открытых дверей

Участие родителей в групповых занятиях

4-я

«Профессии моих родителей»

Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Беседа: «Все профессии нужны, все профессии важны»

ноябрь

1-я

«Защитники России»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям , желание быть полезным своей Родине.

Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря»

Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца»

Книжная выставка «ВОВ – глазами писателей-фронтовиков»

Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину»

2-я

Спортивный досуг «Весёлые старты»

Развивать физические качества: силу, ловкость,  быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем.

Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России.

Беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», Наша Родина – Россия»

Рассказы пап о службе в армии

Заседания круглого стола

"Задачи семьи и детского сада в воспитании патриотизма едины"

3-я 

Праздник «День матери»

Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким

Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

4-я

«Наша Родина – Россия»

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес  к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства.

Беседа с использованием иллюстраций.

Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»

Чтение пословиц и поговорок о Родине

декабрь

1-я

«Я и мои права»

Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать  прививать детям патриотические чувства.

Чтение  р.н.сказок.

Беседы о нарушении прав персонажей сказок.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

 Привлечение родителей к участию в деятельности группы. «Украшение группы»

2-я

Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»

Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны.

Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки

Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка»

Чтение р.н.сказок.

3-я

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм.

Чтение загадок о зиме.

Рисование «Новогодний праздник в детском саду»

Конкурс творческого мастерства совместно с родителями. Аппликация «Новогодняя ёлка»

4-я

«Праздник новогодней ёлки»

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей

Разучивание стихов, песен, танцев к празднику.

Изготовление атрибутов для украшения группы.

Конкурс «Лучшая новогодняя открытка»

январь

3-я

Развлечение «Рождественские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям  и культуре России

Пение р.н.песен, частушек, колядок.

Народные игры.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники художественного творчества»

4-я

Государственные символы России»

Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о  их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам.

Использование макетов государственной символики

Прослушивание фонограммы Гимна России

Аппликация «Государственный флаг России

февраль

1-я

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!

Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)

Книжная выставка  «Москва – главный город страны»

Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу

2-я

«Наша армия сильна»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях ,  развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких

Беседа «Что такое героизм»

Чтение С.Маршак «Наша армия»

Конкурс рисунков «Мой папа – солдат»

Аппликация «Подарок папе»

3-я

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества.

Беседа «Что такое патриотизм»

Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества.

Развлечение

4-я

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны.

Посещение детьми  музея в д/саду «Русская изба»

Имитация детьми стирки белья.

Исполнение детьми русских народных песен.

март

1-я

«Широкая Масленица»

Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Беседа о народных праздниках.

Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен.

2-я

«Мама – главное слово»

Праздник «Наши мамы»

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства

Беседа о маме «Мама – первое слово»

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме»

Разучивание стихов, песен о маме.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Праздник «Женский день 8 Марта»

3-я

«Пожилые люди»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям

Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них.

Рисование на тему «Моя семья»

4-я

 «Люди, прославившие наш город»

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Саранска?» - беседа-рассуждение

апрель

1-я

Праздник весны

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение , интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Беседа о весне, о народных праздниках.

Разучивание стихов о весне

Рисование «Край мой любимый»

Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:

"Влияние воспитания патриотизма на всестороннее развитие личности ребенка".

2-я

«Наши космонавты»

Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну.

Беседа «Покорение космоса»

Рисование на данную тему

Конструирование космического корабля из строительного материала.

3-я

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование  фотографий орденов и медалей.

Чтение художественной литературы о войне.

Аппликация «Праздничная открытка»

4-я

«Архитектура моего города»

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков.)

май

1-я

«Этот День Победы»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

 «Мы живы, пока жива наша память»

Рисование «Праздничный салют»

Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Слушание фронтовых песен.

Экскурсия к мемориальному комплексу с возложением цветов

2-я

Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов

Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

Беседа «Мы не забудем той войны»

Рисование «Войне мы скажем нет!»

Оформление выставки книг о войне.

Оформление стенда «Война в истории моей семьи»

Семейные проекты:

"Письма с фронта";

"Война в истории моей семьи".

3-я

«Наша Родина – Россия»

Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать  патриотические чувства.

Итоговая викторина

Литература:

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006

2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

 7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003

14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

Социально – творческий проект «Земля, на которой я живу»

Проект « Земля на которой я живу» - это долгосрочный проект, групповой, исследовательско – творческий. Участники проекта: дети, родители, воспитатели....

Проект "Дом, в котором я живу"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию планирование воспитательно-образовательной работы (старший дошкольный возраст) к проекту "Дом, в котором я живу". Это название выбрано не случайно, оно все...

Проект "Город, в котором я живу"

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающе...

Проект "Город, в котором я живу"

У каждого из нас есть малая Родина, родной край, который мы любим по - особенному - это старинный город, имя которому Ардатов. Родной город стал объектом изучения в комплексном долгосрочном проекте "Г...