Главные вкладки

    Проект "Город, в котором я живу"
    материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Тихонова Ирина Сергеевна

     

    Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к  бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре к её истокам, обычаем, традициям. А это можно сделать на основе знакомства с народными играми, которые  должны быть включены в быт и деятельность детей.  Разные нации живут на просторах Мордовии (России). Подлинная любовь к Родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и побуждает уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Город, в котором я живу47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность со старшими дошкольниками

    Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к  бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре к её истокам, обычаем, традициям. А это можно сделать на основе знакомства с народными играми, которые  должны быть включены в быт и деятельность детей.  Разные нации живут на просторах Мордовии (России). Подлинная любовь к Родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и побуждает уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

           Я представляю Вашему вниманию свой проект с детьми  дошкольного возраста по  приобщению их к народной игровой культуре. Данный проект разрабатывался к  инновационной  программе нашего ДОУ по проблеме формирования толерантного  поведения детей дошкольного возраста в условиях поликультурного окружения.  Эта  инновационная программа состоит из  разделов, которые посвящены  изучению национальных культур народов Поволжья. А сейчас я подробно остановлюсь на приобщении к народной игровой культуре через реализации раздела «Народные и подвижные игры народов Поволжья».

    Называется мой проект: «Подвижные игры народов Поволжья»

    Тип проекта:

    1.долгосрочный

    2.групповой

    Интеграция образовательных областей:

    1.Познание

    2.Художественное творчество

    3.Художественная литература

    4.Физическая культура

    5.Коммуникация

    7.Музыка

    8.Труд

    Актуальность:

    Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к родной культуре. В  следствии  многонациональности  России очень важно показать детям особенности народной культуры.  Развиваются общие представления ребёнка об окружающем мире, о себе, о других людях

    Цель проекта:

    Через подвижную игру нести символическую информацию о прошлом, передачу традиций,  свойственные   менталитету народа;  развивать двигательную активность

    Гипотеза:

    Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин общественной культуры, чтобы наши дети помнили и чтили культуру своих дедов и прадедов, черпали такие нравственные , как дружба, добро и взаимовыручка, научились беречь и умножать природу,  расширили  кругозор и пополнили  словарный запас   красивыми, исконно русскими словами. Не следует ждать от  детей проявления любви к  народной игре,  но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания и начнут  проявлять интерес  к ним и отражать свои впечатления в свободно – самостоятельной  деятельности,  то можно считать, что цель и задачи  проекта выполнены.

    Задачи проекта:

    1. Познакомить детей с подвижными играми народов Поволжья (русскими, мордовскими, татарскими);

    2. Развивать двигательную активность детей в подвижных играх;

    3.Воспитывать у детей умение соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

     Участники проекта и их функции:

    1. Заведующая ДОУ – создание условий для реализации и проведения мероприятий;

    2. Старший воспитатель – контроль над проектом;

    3. Музыкальный руководитель – проведение развлечений и праздников;

    4. Инструктор по физической культуре – проведение спортивных развлечений;

    5. Воспитатель – реализация проекта.

    6. Дети

    7. Родители

    Предполагаемый результат:

    - У детей сформированы представления о культуре народов Поволжья.

    - знать народные и подвижные  игры народов Поволжья

    - знать и применять народные потешки, считалки, заклички

    - Называть представителей других национальностей, населяющих нашу республику. Уважать их культуру и традиции.

    - Должны научиться ценить природу, бережно относиться к ней.

     Этапы:

    1. Целеполагание;

    2. Изучение методической литературы;

    3. Создание проекта;

    4. Индивидуальная работа с детьми;

    5. Подведение итогов, презентация.

    Формы и методы реализации проекта:

    Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.

    Форма: организованная деятельность детей, праздники и  развлечения, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

    Для  реализации  проекта  имеются все условия в ДОУ - это    дополнительные  помещения:  мини-музей «Краеведение»,  изостудия,  комната «сказок»,  музыкальный зал,  спортивный зал.

    Обеспечение:

    - центр краеведения  в группах

    - картотека игр народов Поволжья

    - маски

    - народные инструменты

    1.организационная деятельность детей проходит как в группах, так и в музее краеведения ДОУ. У детей они вызывают познавательный интерес, особенно тогда, если их окружают представленные экспонаты музея. Это  помогает  сформировать интерес к культуре народов проживающих на территории Мордовии (русские, мордва, татары),  вызывает  желание  их   познать. Приятно видеть, что полученные знания  дети применяют и в других видах деятельности (свободная деятельность, праздники, развлечения).  Они  с желанием  играют в мордовские игры: «Лапоть», «Горшочки», «Отгадай, чей голосок»; татарские игры: «Платочки», « », «….»;  русские игры и хороводы «Ручеёк», «Заря – заряница», «Веночек» и др.

    2.Работа с родителями. Вся работа по приобщению детей к народным играм строится в тесном контакте с родителями, они являются  участниками и помощниками для нас и своих детей. На первом этапе в работе с родителями было проведено анкетирование. Результаты анкет показали, что родители сами мало знают народных игр,  поэтому не могут в полном объеме преподнести это детям. По мере необходимости  родители выполняли домашнее задание: принимали участие в сборе иллюстрированного материала,  находили нужную игру, с какими традициями она связана. В ходе проекта родители  увидели положительную динамику знаний  и умений своих детей, высказывали  одобрительное  отношение   к инновационной работе в ДОУ и  проектной   деятельности.

    Результаты своей работы хочу представить в мониторинге детей, который  проводился  по разработанной мной ...

    Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа социального развития "Мир, в котором я живу"

    Программа  определяет содержание и организацию совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста  и направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личнос...

    Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

    Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

    Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

    Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

    Проект "Город в котором я живу"!

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

    комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"

    Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....

    Проект "Город, в котором я живу"

    .Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....