Лаборатория под названием «Экспериментариум»
статья (старшая группа)

Храмцова Яна Владимировна

Краткая аннотация.

В нашем детском саду с декабря 2020 года открылась лаборатория под названием «Экспериментариум», на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей с помощью научных цифровых лабораторий «Наураша» и «Цифровая STEAM лаборатория», которые помогают сделать процесс познания захватывающим. Работа направлена на формирование представлений дошкольников о физических свойствах окружающего мира средствами физического эксперимента. Главный герой, мальчик Наураша – маленький исследователь, ровесник детей, увлечённый желанием познавать мир. Данный образ вдохновляет детей к познаниям и исследованиям. Вместе с Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность Работа в данном направлении основывается на следующей нормативно-правовой базе: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.; Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288; Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 годы» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года» заложили новое направление в развитии образования в РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества.

Одним из направлений развития современного образования является социокультурная модернизация, дающая установку на конструирование образования как социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире.

В основе данной концепции лежит теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.

Отсюда особый статус дошкольного и начального уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка и основы познавательного развития.

ФГОС ДО (ст. 1.4, и 7) предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности.

Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Цель: развитие познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления детей дошкольного возраста к самостоятельному познанию в процессе исследования окружающего мира посредством научной цифровой лаборатории «Наураша».

Задачи:
Обучающие:

- обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;

- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

Развивающие:

- развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира посредством работы с научной цифровой лаборатории «Наураша»;

Воспитательные:

- воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Новизна: заключается в описании особого подхода к исследовательской деятельности детей с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

На современном этапе развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются новые программы, методики, подходы, которые требуют активное внедрение ИК технологий в образовательный процесс, насыщение образовательного пространства   разного рода электронными гаджетами. Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, исходя из предложений педагогов, которые осуществляют поиск новых современных программ, методик, применяемых в работе с детьми, администрацией детского сада был создан мобильный образовательный центр «Научная цифровая лаборатория «Экспериментариум», основным оборудованием которой являются научная цифровая лаборатория «Наураша» и «Цифровая STEAM лаборатория».

В статье представлен опыт работы проведенных экспериментов с детьми 5 года жизни с помощью Модуля «Свет» научной цифровой лаборатории «Наураша».

Практическая значимость:

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.

Лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей, каждая из которых посвящена отдельной теме:

− температура,

− свет,

− звук,

− магнетизм,

− электричество,

− кислотность,

− пульс,

− сила.

Перспективность: Данная лаборатория предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, и все занятия могут быть реализованы за один учебный год. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» мобильная, передвижная и может использоваться в других помещениях Детского сада.

Цифровая лаборатория может быть использована в любом ДОУ, где есть программное обеспечение к цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» и 8 тематических модулей.

Организационно-педагогические условия:

Занимаясь с детьми в лаборатории, я реализую один из разделов ООП ДО «развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие».

Работа в лаборатории организованна в подгруппах, в парах, и самостоятельной деятельности детей. В рабочих группах обязательным условием является распределение ролей между детьми, а именно, ученые-испытатели, которые проводят измерения с помощью датчика по очереди, и ученые-наблюдатели, которые отслеживают изменения на экране.

Деятельность в лаборатории «Экспериментариум» начинается с объяснения детям таких понятий как «ученый», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

А так же работа с ноутбуком умение включать, выключать и знакомится с такими понятыми, как «тачпад», «курсор» и т.д..

Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник детей, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет детей в удивительную страну Наурандию — Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка», в игровой форме, дети вместе с персонажем Наурашей, проведут исследования множества природных явлений, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.

Результативность педагогической деятельности и опыта: 

Работая в лаборатории, дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое. На таких занятиях дети чувствуют себя свободно, проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения. Совместные занятия очень увлекательны и интересны даже нам, взрослым. Можно открыть для себя много нового и познавательного.

- С помощью детского экспериментирования – метода практического целенаправленного действия, у детей формируется собственный жизненный опыт;

- Дети с желанием станут участвовать в опытно-экспериментальной деятельности;

- Свои эмоциональные впечатления от результатов деятельности дети передают в доступных видах творчества;

- Сформируется готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- Дети научатся контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.

Авторский подход к организации занятий:

Для удобства задания в цифровой лаборатории «Наураша» скомпонованы по занятиям. В каждой теме 2–3 занятия, нумерация которых идет по возрастанию сложности заданий. Кроме того, в некоторые темы включены дополнительные эксперименты с измерениями, не вошедшие в основные занятия. Эти измерения при их проведении требуют особой внимательности и помощи взрослых. Педагог может включить или отменить подобные задания в настройках. Деление на занятиях условные. Каждое занятие, я могу создавать сама, исходя из поставленных целей и возможностей для проведения опытов. Для этого в лаборатории существуют настройки запуска заданий. Благодаря им у меня появляется возможность установить желаемый порядок проведения игры, выбрав:

− любой номер занятия по теме;

− только обучающую информацию;

− задания на измерения;

− задания на сравнительные измерения;

− игровые измерения.

Благодаря циклу занятий в цифровой лаборатории «Наураша» я, развиваю в детях любознательность, интерес к познанию и новым открытиям, я учу детей ставить перед собой цель и добиваться результатов.

При подготовке к каждому занятию строю работу с детьми из 5 этапов:

- Постановка проблемы;

- Актуализация знаний;

- Выдвижение гипотез – предположений;

- Проверка решения;

- Ведение в систему знаний.

Способы работы с лабораторией:

- работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);

- дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.

- возможность работы в «свободном режиме» - педагог реализует собственную программу

с помощью Цифровой Лаборатории;

- возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;

- возможность повторить эксперимент

Структура организованной образовательной деятельности при проведении опытов и экспериментов с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»:

Первая часть занятия – мотивация к деятельности, постановка проблемы (длительность – 3-4 минуты).

Цель: мотивировать ребенка на выполнение заданий.

Задачи:

•способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности;

•создать условия для проявления креативности и инициативности детей.

Вторая часть занятия - планирование деятельности и выполнение плана

(измерительные действия, проведение опытов с использованием

измерительных приборов цифровой лаборатории (15-20 минут).

Цель: развитие способностей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

•способствовать развитию самостоятельности и саморегуляции, принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных

видах деятельности;

•содействовать формированию целостной картины мира и расширению

кругозора;

•способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности;

•освоение правил безопасного поведения в лаборатории.

Третья часть занятия – рефлексия (длительность 3-4 минуты).

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение выразить свои мысли, выслушать мнение сверстников.

Задачи:

•развитие речи и коммуникативных способностей.

•развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-экспериментариум "Волшебный мир бумаги"

Современный человек прекрасно понимает мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полност...

Программа кружка по опытно-исследовательской деятельности "Экспериментариум"

Содержание занятий в мини-лаборатории «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-8 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит ...

Летний экспериментариум

Активизация познавательной активности дошкольников на примере работы летнего экспериментариума...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...

Мини-лаборатория "Экспериментариум"

Кружок дополнительного образования "Мини-лаборатория "Экспериментариум"...