Лаборатория под названием «Экспериментариум»
статья (старшая группа)
Краткая аннотация.
В нашем детском саду с декабря 2020 года открылась лаборатория под названием «Экспериментариум», на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новейших интерактивных технологий проводить экспериментальную и исследовательскую деятельность детей с помощью научных цифровых лабораторий «Наураша» и «Цифровая STEAM лаборатория», которые помогают сделать процесс познания захватывающим. Работа направлена на формирование представлений дошкольников о физических свойствах окружающего мира средствами физического эксперимента. Главный герой, мальчик Наураша – маленький исследователь, ровесник детей, увлечённый желанием познавать мир. Данный образ вдохновляет детей к познаниям и исследованиям. Вместе с Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность Работа в данном направлении основывается на следующей нормативно-правовой базе: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.; Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288; Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 годы» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года» заложили новое направление в развитии образования в РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества.
Одним из направлений развития современного образования является социокультурная модернизация, дающая установку на конструирование образования как социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире.
В основе данной концепции лежит теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.
Отсюда особый статус дошкольного и начального уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка и основы познавательного развития.
ФГОС ДО (ст. 1.4, и 7) предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности.
Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.
Цель: развитие познавательной и исследовательской активности, любознательности, стремления детей дошкольного возраста к самостоятельному познанию в процессе исследования окружающего мира посредством научной цифровой лаборатории «Наураша».
Задачи:
Обучающие:
- обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.
Развивающие:
- развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира посредством работы с научной цифровой лаборатории «Наураша»;
Воспитательные:
- воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Новизна: заключается в описании особого подхода к исследовательской деятельности детей с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
На современном этапе развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются новые программы, методики, подходы, которые требуют активное внедрение ИК технологий в образовательный процесс, насыщение образовательного пространства разного рода электронными гаджетами. Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, исходя из предложений педагогов, которые осуществляют поиск новых современных программ, методик, применяемых в работе с детьми, администрацией детского сада был создан мобильный образовательный центр «Научная цифровая лаборатория «Экспериментариум», основным оборудованием которой являются научная цифровая лаборатория «Наураша» и «Цифровая STEAM лаборатория».
В статье представлен опыт работы проведенных экспериментов с детьми 5 года жизни с помощью Модуля «Свет» научной цифровой лаборатории «Наураша».
Практическая значимость:
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.
Лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей, каждая из которых посвящена отдельной теме:
− температура,
− свет,
− звук,
− магнетизм,
− электричество,
− кислотность,
− пульс,
− сила.
Перспективность: Данная лаборатория предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, и все занятия могут быть реализованы за один учебный год. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» мобильная, передвижная и может использоваться в других помещениях Детского сада.
Цифровая лаборатория может быть использована в любом ДОУ, где есть программное обеспечение к цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» и 8 тематических модулей.
Организационно-педагогические условия:
Занимаясь с детьми в лаборатории, я реализую один из разделов ООП ДО «развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие».
Работа в лаборатории организованна в подгруппах, в парах, и самостоятельной деятельности детей. В рабочих группах обязательным условием является распределение ролей между детьми, а именно, ученые-испытатели, которые проводят измерения с помощью датчика по очереди, и ученые-наблюдатели, которые отслеживают изменения на экране.
Деятельность в лаборатории «Экспериментариум» начинается с объяснения детям таких понятий как «ученый», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».
А так же работа с ноутбуком умение включать, выключать и знакомится с такими понятыми, как «тачпад», «курсор» и т.д..
Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник детей, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет детей в удивительную страну Наурандию — Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка», в игровой форме, дети вместе с персонажем Наурашей, проведут исследования множества природных явлений, научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.
Результативность педагогической деятельности и опыта:
Работая в лаборатории, дети учатся взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать свое. На таких занятиях дети чувствуют себя свободно, проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения. Совместные занятия очень увлекательны и интересны даже нам, взрослым. Можно открыть для себя много нового и познавательного.
- С помощью детского экспериментирования – метода практического целенаправленного действия, у детей формируется собственный жизненный опыт;
- Дети с желанием станут участвовать в опытно-экспериментальной деятельности;
- Свои эмоциональные впечатления от результатов деятельности дети передают в доступных видах творчества;
- Сформируется готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- Дети научатся контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.
Авторский подход к организации занятий:
Для удобства задания в цифровой лаборатории «Наураша» скомпонованы по занятиям. В каждой теме 2–3 занятия, нумерация которых идет по возрастанию сложности заданий. Кроме того, в некоторые темы включены дополнительные эксперименты с измерениями, не вошедшие в основные занятия. Эти измерения при их проведении требуют особой внимательности и помощи взрослых. Педагог может включить или отменить подобные задания в настройках. Деление на занятиях условные. Каждое занятие, я могу создавать сама, исходя из поставленных целей и возможностей для проведения опытов. Для этого в лаборатории существуют настройки запуска заданий. Благодаря им у меня появляется возможность установить желаемый порядок проведения игры, выбрав:
− любой номер занятия по теме;
− только обучающую информацию;
− задания на измерения;
− задания на сравнительные измерения;
− игровые измерения.
Благодаря циклу занятий в цифровой лаборатории «Наураша» я, развиваю в детях любознательность, интерес к познанию и новым открытиям, я учу детей ставить перед собой цель и добиваться результатов.
При подготовке к каждому занятию строю работу с детьми из 5 этапов:
- Постановка проблемы;
- Актуализация знаний;
- Выдвижение гипотез – предположений;
- Проверка решения;
- Ведение в систему знаний.
Способы работы с лабораторией:
- работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
- дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
- возможность работы в «свободном режиме» - педагог реализует собственную программу
с помощью Цифровой Лаборатории;
- возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
- возможность повторить эксперимент
Структура организованной образовательной деятельности при проведении опытов и экспериментов с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»:
Первая часть занятия – мотивация к деятельности, постановка проблемы (длительность – 3-4 минуты).
Цель: мотивировать ребенка на выполнение заданий.
Задачи:
•способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности;
•создать условия для проявления креативности и инициативности детей.
Вторая часть занятия - планирование деятельности и выполнение плана
(измерительные действия, проведение опытов с использованием
измерительных приборов цифровой лаборатории (15-20 минут).
Цель: развитие способностей к экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
•способствовать развитию самостоятельности и саморегуляции, принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности;
•содействовать формированию целостной картины мира и расширению
кругозора;
•способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе деятельности;
•освоение правил безопасного поведения в лаборатории.
Третья часть занятия – рефлексия (длительность 3-4 минуты).
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение выразить свои мысли, выслушать мнение сверстников.
Задачи:
•развитие речи и коммуникативных способностей.
•развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников образовательных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект семинара практикума. Тема: Экспериментариум (с детьми подготовительной к школе группе)
Научить детей познавать мир, экспериментальным путем...
Проект-экспериментариум "Волшебный мир бумаги"
Современный человек прекрасно понимает мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полност...
Программа дополнительного образования естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Экспериментариум»
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1 Пояснительная записка...
Программа кружка по опытно-исследовательской деятельности "Экспериментариум"
Содержание занятий в мини-лаборатории «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-8 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит ...
Летний экспериментариум
Активизация познавательной активности дошкольников на примере работы летнего экспериментариума...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...
Мини-лаборатория "Экспериментариум"
Кружок дополнительного образования "Мини-лаборатория "Экспериментариум"...