Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»
проект (старшая группа)

Самарина Елена Валерьевна

 Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. Немаловажным является и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Знакомство детей с родным краем даёт им представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях своего края. Формирует у них такие черты характера, которые помогут им в будущем стать патриотом и гражданином своей Родины.

Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются   в памяти человека на всю жизнь. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, взаимопомощь, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Стоит отметить, что быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. И начинается оно с самого раннего возраста под влиянием среды и образа жизни; с воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

 Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_patriot._vospitaeiyu_.docx78.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Керчи Республики Крым

«Детский сад №40 «Колобок»

298300, Республика Крым, г. Керчь, ул. Мирошника, д.10   т. 8(36561) 5-72-05

Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента

«Мой родной край - моя малая Родина»

Составил: старший воспитатель

МБДОУ г. Керчи РК

«Детский сад №40 «Колобок»

Самарина Е.В.

Керчь 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел…………………………………………………………………..3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.2 Актуальность программы………………………………………………………4

1.3 Цели и задачи программы………………………………………………………5

1.4 Педагогические принципы реализации программы………………………….5

1.5 Структура и разделы программы………………………………………………6

1.6 Формы организации образовательного процесса…………………………….6

1.7. Методы и приемы………………………………………………………………6

1.8 Тематическое планирование по возрастам……………………………………7

1.9 Планируемые результаты освоения……………………………………………12

1.10Особенности организации взаимодействия ДОУ

 с семьями воспитанников………………………………………………………….13

 

II. Содержательный раздел……………………………………………………….15

2.1 Раздел «Вместе дружная семья»………………………………………………..15

2.2 Раздел «Родная природа»……………………………………………………….16

2.3 Раздел «Город, в котором я живу»………………………………………………16

2.4 Раздел «Наша кладовая»…………………………………………………………16

III. Заключение……………………………………………………………………  16

IV. Список литературы……………………………………………………………17

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье,

 к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь

к Родине, её истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв.

 Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. Немаловажным является и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Знакомство детей с родным краем даёт им представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях своего края. Формирует у них такие черты характера, которые помогут им в будущем стать патриотом и гражданином своей Родины.

Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются   в памяти человека на всю жизнь. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, взаимопомощь, дружбу, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Стоит отметить, что быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. И начинается оно с самого раннего возраста под влиянием среды и образа жизни; с воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

 Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

1.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников.  Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

1.3.Цели и задачи программы.

  Цель  патриотического воспитания детей дошкольного возраста: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей

 Задачи патриотического воспитания детей:

1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

2.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.

3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

5.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6.Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

7.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8.Воспитание чувств уважения к профессиям и труду взрослых.


1.4.Педагогические принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
  • Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
  • Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
  • Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.


1.5.Структура программы:

Программа составлена для детей 3-7, и определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13. 

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет - 20 минут, 5-7 лет - 25 - 30 минут. Количество детей в группе не более 10 человек.

1.6.Формы организации образовательного процесса.

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей
  • самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Реализация программы должна осуществляться во всех образовательных областях развития ребенка: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно- эстетическом, физическом развитии. В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

1.7.Методы и приемы:

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдения;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением    детей;
  • беседы с детьми;
  • игры-головоломки;
  • использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
  • обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
  • проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.
  • использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
  • проекты;
  • разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
  • приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День города» и т.д.).


1.8.Тематическое планирование

2 МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду( знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохранная  акция «Сохраним цветок»

Сюжетно–ролевая игра «Семья»

Октябрь

Рисование «Я люблю свою семью»

Беседа «Как я помогаю родителям»

Выставка семейных фотографий

Проект

 «Как животные Крыма к зиме готовятся»

Ноябрь

Целевая прогулка

 «Дорога в детский сад»

Беседа «Где я живу. Мой адрес».

Просмотр слайдов «Мой город Керчь»

Игры со строительным материалом «Строим дом»

Декабрь

Природохраняемая акция: «Покормите птиц зимой»

Рисование «Листопад в нашем городе»

Игровая ситуация «Кто в домике живет?»

Беседа «Дикие животные родного края»

Январь

Проект «Мой родной город»

Проект «Времена года»

Беседа «Добрые дела»

Презентация «Природа родного края»

Февраль

Заучивание  потешки «Как у наших у ворот..»

Познакомить детей с прикладным творчеством.

Развлечение «В гости к хозяюшке»

Русская народная игра «Карусель»

Рассматривание игрушек народно-прикладного искусства

Март

Рисование «Нарядный сарафан»

Чтение сказки «Бычок – смоляной бочок»

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых

Игра–инсценировка «У матрешки новоселье»

Апрель

Хороводная игра «Солнышко и дождик»

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный»

Презентация «Изучаем правила дорожного движения»

Беседа: «Дом, в котором мы живем»

Май

Проект ( рисование)

«Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Совместная деятельность «Летящие голуби»

Чтение стихотворений

В.Степанова «Наша природа»

Беседа: «Мой любимый город Керчь»

Июнь

Природоохранная акция «Посади цветок»

Экскурсия на площадку в старшую группу

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Июль

Беседа на тему «Труд работников в детском саду»

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух»

Знакомство с животными  Крыма занесенные в «Красную книгу»

Презентация на тему: «Керчь- моя Родина»

Август

НОД (лепка)

«Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите»

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья»

Рассматривание фотоальбом «Мой любимый город  Керчь»

НОД

 ( развитие речи)

«Мой любимый город «Керчь»

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

Сентябрь

«Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье).

Беседа «Мы помощники»

(об обязанностях, которые дети выполняют дома)

НОД «Осень наступила в Крыму»

Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»

Октябрь

Заучивание домашних адресов

Прохождение экологической тропы в детском саду

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Проект «Семейная фотография»

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?»

Беседа по произведению

С.Черный «Когда никого нет дома»-

Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город Керчь»

НОД по теме: «Достопримечательности родного города»

Декабрь

Проект ( рисование)

«Построим большой дом»

Беседа «Мое здоровье»

НОД  по теме: «Зимующие птицы Крыма

Природоохранная акция «Помоги птицам»

Январь

Природоохранная акция «Покорми птиц зимой»

Проект «Дружат дети на планете»

Рисование «Ветка рябины»

Просмотр видеофильма

 о природе Крыма.

Февраль

Рассматривание изделий крымских мастеров.

Детская игра

 «Что матрешка расскажет о себе»

Рисование «Украшение платочка»(по мотивам дымковской росписи)

НОД по теме: «Защитники Отечества»

Март

Наши праздники

«Наши мамы лучше всех»

НОД по теме: «Люблю березку русскую»(Природа родного края)

Виртуальная экскурсия «Быт и традиции Крыма»

Проект «Формирование патриотических чувств через культуру и традиции Крыма»

Апрель

НОД

«Растим патриотов России»

Беседа «Путешествие по легендам Крыма

Акция «Сделай доброе дело»

НОД «Моя Родина-Россия»

Май

Целевая экскурсия к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне.

Проект «Вечный огонь».

НОД «День Победы»

СРИ «Защитники Отечества»

Июнь

Акция «Озелени участок»

Проект (рисование) «Салют в честь праздника России»

Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Беседа на тему «Лекарственные растения Крыма»

Июль

НОД (Рисование )

«Мой детский сад»

Физкультурный досуг

«Преодоление препятствий»

Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Керчи»

День выходного дня в библиотеку  им. В.Дубинина

Август

Акция «Природа просит защиты»

Чтение рассказа

 В. Осеева «Кто хозяин»

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья»

Викторина на тему «Мой край задумчивый и нежный»

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

Сентябрь

НОД по теме:  «Моя семья».

Чтение произведения Я. Акима «Моя родня».

Составление рассказа по теме «Много у бабушки с нами хлопот»

Беседа с детьми о летнем отдыхе(«Моя большая Родина»

Октябрь

Разучивание стихотворения А. Плещеева «Мой садик»

Чтение произведения С. Михалкова «Кем быть?»

Разучивание стихотворения А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Ноябрь

Знакомство с достопримечательностями родного края.

«Чем славиться город Керчь)

Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район»

Неделя игры «Поиграем в экономику»

(что из чего сделано?)

Проведение праздника «День мамы», выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю»

Декабрь

Круглый стол: «Панорама добрых дел»

Проект «Земля — наш общий дом».

Беседа «Красная книга Крыма»

Природоохранная акция «Не рубите елочки»

Январь

Создание группового альбома : «Все профессии важны, все профессии нужны»

Пересказ рассказа В.Осеева

«Кто хозяин?»

Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща»

Изготовление с детьми герба г.Керчи

Февраль

Чтение произведения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (перевод с польского С. Михалкова).

Чтение былинного произведения «Никита Кожемяка» (русская сказка в пересказе К.Д. Ушинского).

К Дню защитника Отечества игры-эстафеты «Веселые соревнования»

Чтение произведения

 Я. Акима «Моя родня».

Март

Праздник посвященный международному женскому дню 8 марта

Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Природоохранная акция «Берегите птиц»

Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот»

Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город»

Обобщение представлений о жанрах устного народного творчества

Изготовление фотоальбома «Достопримечательности города Керчи»

Экскурсия в библиотеку имени В.Дубинина

«Встреча со знаменитыми людьми города Керчи»

Май

Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Тема «Красота природы и родного края».

Беседа «Национальная одежда коренных народов»

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь

«Украсим детский сад»

(озеленение территории детского сада)

Выставка рисунков «Дом в котором я живу»

Физкультурный досуг «Зарница»

Путешествие по экологической тропе «Лесные приключения»

Июль

Беседа: «Рыбы наших водоемов»

Экскурсия по территории детского сада

Развлечение сказке» Приключения капельки»

НОД по теме: «Красная книга Крыма»

Август

Игровая обучающая ситуация «По дороге в детский сад»

Составление описательных рассказов по «Красной книги»

НОД (аппликация)

«Символика Крыма и Керчи»

Рассматривание иллюстраций по теме: «Наша дружная семья»

(о коренных народах Крыма)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)

Сентябрь

Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей

Беседа на тему: «Родные просторы»

(знакомство с местоположением г. Керчи на карте)

Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности

Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (

Октябрь

«Дом, в котором ты живешь» — составление последовательного рассказа о своем доме.

Посещение библиотеки им. В.Дубинина

«Как все начиналось?»

Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города»

Подготовка театрального действия на тему «Легенды Крыма»

Ноябрь

Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за нее. Мое Отечество — Россия. Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная...»

«Родная земля — кормилица». Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы.

Беседа «Лес- многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря

Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю»

Декабрь

Беседа на тему: «Важные даты города Керчи»

Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья»

Изготовление плакатов на тему: «Сохраним  красавицу ёлку»

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура народов»

Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте»

Знакомство с историей создания города Керчь.

Рассматривание иллюстраций.

Знакомство с историей республики Крым, его достопримечательностями.

Сбор информации об участниках войны- жителей нашего города, встреча с советом ветеранов города.

Февраль

Природоохранная акция «Помогите птицам зимой»

Народные праздники на Руси. «Масленица»

Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Март

Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама».

Беседы на тему» Все профессии нужны, все профессии важны»

Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый!

(климатические особенности)

Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее.

Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» ( к всероссийскому дню здоровья)

Экскурсия совместно с родителями в Керченский историко-археологический музей.

НОД (Рисование) на тему : «Язык орнаментов»

Беседа на тему: «Архитектура родного города». Акция «Спасти и сохранить»

Май

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края

Разучивание стихотворения      

М.Исаковского

«Навек запомни»

Викторина «Конкурс знатоков родного города»

Развлечение на тему «Я и мой город» ( с использованием поэтических произведений искусств»

Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица»

(озеленение территории детского сада)

Беседа на тему: «Красная книга Крыма»

СРИ «Путешествие по городу»

Игра-фестиваль «Загадки Лешего»

Июль

Тренировочные упражнения «Учимся радоваться природе»

Физкультурный досуг «Зарница»

Беседа: «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих рассказов:«Мой город»

Август

Беседа на тему: «Государственная символика. Символика города Керчь и Крыма»

Праздник : «Прекрасная Деметра»

Беседа о развитии мореходства и рыболовства Керчи.

Театрализованная постановка с использованием музыкальных фрагментов «Легенды Крыма»


1.9. Планируемые результаты освоения.

 Младшая группа: У детей появится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за людей прославивших её, чувства сострадания, доброты к окружающим.
У детей сформируются:

 - первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - чувство гражданственности; -патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, - чувство понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; - элементарные представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Средняя группа: У детей сформируются: 

- чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества; - представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; - представления о культурных явлениях, их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; - доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);-   представления о Российской армии.

Старшая группа: У детей сформируются: 

-представления о малой Родине, любовь к Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; -представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; -представления о флаге и гербе России, мелодии гимна; -расширяться представления о Российской армии, уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; - элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).

Подготовительная группа: У детей сформируются:

 - представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети; - патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;- представления о событиях, происходящих в стране, чувство гордости за ее достижения; - знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); - представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна;  -расширятся знания о государственных праздниках; -углубляться знания о Российской армии»;  -элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности;-что Земля- наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

1.10.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивая нормы, правила и формы социального поведения

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Формы взаимодействия с семьями

  • Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
  • Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Керчи»,  «Как мы отдыхаем» и др.
  • Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
  • Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
  • Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
  • Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
  • Открытые мероприятия с детьми для родителей.
  • Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
  • Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
  • Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
  • Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
  • Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
  • Встречи с родителями в «Художественной гостиной».
  • Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
  • Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
  • Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.

План работы по взаимодействию с родителями

Мероприятия

Сроки выполнения

1.1.

Проведение родительского всеобуча

По план ДОУ

2.2.

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города Керчи

Сентябрь

3.3.

Клуб выходного дня для родителей

«Загадки осени»

Октябрь

4.4.

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех»

Ноябрь

5.5.

Конкурс чтецов, посвященный «Дню матери»

Ноябрь

6.6.

День открытых дверей «Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Декабрь

7.7.

Оформление стенда «Древо моей семьи»

Январь

8.8.

Конкурс лейбуков «Защитники Отечества»

Февраль

9.9.

Проект: «Папа, мама, я – спортивная семья»

По плану ДОУ

110.

Театрализованная деятельность для родителей : «Легенды Крыма»

Апрель

111.

День взаимопомощи: «Зеленая улица»

(озеленение территории детского сада)

Июнь, июль, август

II Содержательный раздел

Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей.  Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.

Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина своей Родины. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

      Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:

1 раздел «Вместе дружная семья»

2 раздел «Родная природа»

3 раздел «Город, в котором я живу»

4 раздел «Наша кладовая»


2.1       Раздел «Вместе дружная семья.»

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «семья»; учить называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью
  • учить рассказывать о своих родственниках; формировать интерес к своей родословной
  • формировать доброжелательное отношение к членам семьи;
  • вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;
  • воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь
  • познакомить детей с историей детского сада

2.2            Раздел «Родная природа

 Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

Цель: дать представление детям о родной природе.

Задачи:

  • знакомить детей с растительным и животным миром края; исчезающими видами растений;
  • учить видеть красоту природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

2.3         Раздел «Город, в котором я живу».

Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.

Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.

Задачи: закрепить название родного города, домашний адрес;формировать у детей чувство любви к родному городу; познакомить с достопримечательностями родного города; формировать патриотические чувства.

2.4        Раздел «Наша кладовая»

Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.

Задачи: формировать у детей представления о России как о родной стране; формировать интерес к жизни людей разных национальностях и коренных народов округа, их жизни, быта, культуре, языку, традициям; познакомить с государственным флагом, гербом и гимном; воспитывать чувство гордости за свою страну.

III .Заключение

Проблема воспитания патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания будущего гражданина, как часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Каждому дошкольнику необходимо знать родную природу, историю своей Родины и культуру народа, к которому он принадлежит, осознавать свое место в окружающем мире.

Патриотическое воспитание должно быть систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и общественных организаций по формированию у маленьких граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных и патриотических чувств дошкольников.

Список литературы:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2013 г.
  • О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
  • Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек»
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г
  • Дерягина Л.Б.. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб.,2007 г.
  • Комарова Т,, «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, «Дошкольное воспитание», №2, 2006 г.. с. 3-8.
  • Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, « Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с.31-36.
  • Пряхина С.А.. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с.27-28.
  • «Маленькие россияне» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мозаика-Синтез Москва 2005г.
  • С.М.Щербак «Боевая слава Керчи»
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о Великой Отечественной войне»
  • Т.А. Шорыгина «О детях- героях великой Отечественной войны»
  • Т.А.Шорыгина «Наша Родина Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»

Парциальная образовательная программапо патриотическому воспитаниюи ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя,  мой  Акбулак»...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Крымский калейдоскоп»

Программа «Крымский калейдоскоп» предназначена для организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУПрограмма разработана с учётом концептуальных положений...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с внесением регионального компонента «Мой родной край»...