Кружок "Волшебный квадратик"
материал

Остякова Екатерина Владимировна

Кружковая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный квадратик»

        Рабочая программа

кружковой деятельности по оригами

для детей

подготовительной к школе группы

на 2020-2021 уч. год

                                                                   Руководитель:

                          Остякова Е. В.

Список детей, посещающих кружок «Волшебный квадратик»

Код

1.

Б. С.

2.

З. С.

3.

Е. А.

4.

С. Д.

5.

О. В.

6.

К. А.

7.

А. Е.

8.

М. Р.

9.

Н. Р.

10.

С. А.

 Кружок посещают 10 детей, из них 1 девочка.

Расписание кружка

«Волшебный квадратик»

День недели: четверг

Время: 17.00ч.

Пояснительная записка.

 

                Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

          Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать умение детей поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

2. Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев;

3. Развивать творческое воображение, внимание, память, фантазию, аккуратность;

 Образовательные:

1. Знакомить с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ и т.д.);

2. Совершенствовать умение работать с бумагой, создавая объемные фигуры;

3. Улучшать способность следовать словесным инструкциям, формировать грамматически правильную речь;

4. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи;

Воспитательные:

1. Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда, бережно использовать материал;

2. Воспитывать чуткость к художественному слову;

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • Беседа, рассказ, сказка;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-7 лет;

- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

– познакомятся с искусством оригами;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ.

Программа составлена на основе:

  1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
  4. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
  5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Игры-занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, воспитатель.

Длительность занятий 25 – 30 минут.

Групповая комната, в которой будут проходить игры-занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

          Предполагаемый результат:

Дети: Развитие свободного общения, умения поддерживать беседу, расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Формирование умений решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. Обогащение речи детей существительными, прилагательными, наречиями. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Формирование умений самостоятельно создавать игрушки для театрализованных игр, сувениры для родителей.

Воспитатель: Создает условия для ознакомления детей с техникой – оригами, через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, пальчиковые игры. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативная деятельность – самостоятельное изготовление атрибутов для театрализованных игр. Бережное отношение к материалам и инструментам.

Речевая деятельность - Разучивание стихов для пальчиковых упражнений, самостоятельное придумывание «оригамских» сказок.

           Познавательная деятельность – знакомство с цветами спектра, знакомство с различными геометрическими фигурами, расширение представлений о фактуре предмета.  

Художественно - эстетическая деятельность – создание предметных и сюжетных композиций. Прослушивание музыкальных произведений.

На занятиях используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Календарно-тематический план работы.

Октябрь

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

1 октября 2020г.

Флажок

    Формировать умение складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

           

Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

08 октября 2020г.

Стаканчик

  Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Формировать умение загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.                      

Квадрат 10*10 любого цвета.

Волшебная бумага.

Н.Чернова

15 октября 2020г.

Книжка

Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

22 октября 2020г.

Ёлочка

Формировать умение складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Развивать умение составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.                  

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

29 октября 2020г.

Хризантема

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Ноябрь

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

5 ноября 2020г.

Воздушный

          змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

12 ноября 2020г.

Лягушка

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

Квадрат зелёного цвета(10*10).

Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

19 ноября 2020г.

Зайчик

Продолжать формировать умения мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Квадрат (10*10), заготовки для глаз и мордочки, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

26 ноября 2020г.

Бабочка

Формировать умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

Бумажные квадраты (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Декабрь

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

3 декабря 2020г.

Снежинки

Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Оригами для дошкольников.

С.Соколова

10 декабря 2020г.

Гномик

Продолжать совершенствовать навык делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко, выполнять инструкции педагога.

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкин

17 декабря 2020г.

Новогодние украшения

Продолжать совершенствовать навык мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

24 декабря 2020г.

Снеговик

Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Январь

Дата

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

14 января 2021г.

Колобок

Формировать умение у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать совершенствовать навык оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.  

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см, два оранжевых кружка, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

21 января 2021г.

Зайчик

 Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать формировать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

28 января 2021г.

Волк

Продолжать совершенствовать навык сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.        

Два серых квадрата15*15см,10*10см, клей, заготовки для глаз и носа.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Февраль

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

4 февраля 2021г.

Солдат

 Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                          

Листы форматом  А4 зеленого, синего, голубого, белого цвета, фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

11 февраля 2021г.

Парусник

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из квадратного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Цветные Квадратные листы 20*20см, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина.

18 февраля 2021г.

Рубашка

Закрепить умение складывать базовую форму. Формировать умение чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

Цветные Листы форматом А4.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

25февраля 2021г.

Танк

Формировать умение складывать, продолжать совершенствовать навык внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

  Зеленые листы форматом А4, клей, ножницы.                        

Оригами для дошкольников

С.Соколова.

Март

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

4 марта 2021г.

Подарок для девочек

«Сумочка»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

11 марта 2021г.

Подарок маме «Букет тюльпанов»

Подарок бабушке «Фартук»

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

18 марта 2021г.

Вертушки

Формировать умение изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

25 марта 2021г.

Кошечка

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Формировать умение изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Совершенствовать навык складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Апрель

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

1апреля 2021г.

Подарки малышам

Используя технику оригами, формировать умение изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

8 апреля 2021г.

Рыбки

Формировать умение складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

 Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

15 апреля 2021г.

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Формировать умение перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.                            

Квадрат 10*10, заготовки для глаз, клей, ножницы.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

22 апреля 2021г.

Ёжик

Продолжать совершенствовать навык складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.              

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Оригами для старших дошкольников.

С.Соколова.

29 апреля 2021г.

Курочка

Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать совершенствовать навык внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

  Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер.                          

Оригами для дошкольников

С.Соколова.

Май

Дата

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

13 мая 2021г.

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, совершенствовать навык чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты (1,5*1.5) оранжевого или красного цвета, (3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

20 мая 2021г.

Моё любимое оригами.

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

27 мая 2021г.

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Самоотчёт кружковой деятельности «Волшебный квадратик»

              

      Кружок «Волшебный квадратик» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

      На кружке дети развивают: воображение, фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие; учатся изготавливать поделки с использованием простой цветной бумаги. Занятия проводятся один раз в неделю по 30минут. В кружке используют: беседы, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций.

       В результате обучения,  по данной программе дети:

        

  1. Научатся различным приемам работы  с бумагой;
  2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  4. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  5. Познакомятся с искусством оригами.

      Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм в начале, проводилось индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребёнок научился их складывать. Чтобы вызывать у детей к конструированию и эмоционально настроить их на деятельность, используем произведение художественной литературы, аудио и видеозаписи, иллюстрации. Занятия сопровождаются использованием сказок, стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Пробудить творчество детей, подсказать интересное решение помогают также игровые приемы, пальчиковые игры, считалочки, скороговорки, тематические вопросы.

      Прежде, чем перейти от одного изделия к другому, уточняем, хорошо ли дети овладели тем или иным приемом складывания, научились ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.

     В кружке «Волшебный квадратик» мы занимались третий год. Надо отметить, что дети с удовольствием делали разнообразные поделки. Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо-влево», «верх-вниз». Обучение показывает эффективность этого труда. К концу учебного года, кисти пальцев становятся более ловкими, точными.

      В течение работы кружка в группе наблюдается положительная динамика развития воспитанников. Дети хорошо различают геометрические фигуры. Способны создавать поделки по пооперационным картам и словесной инструкции воспитателя. Успешно подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию.

      Проявляют значительный интерес к деятельности. У детей произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук, ручной умелости и глазомера. Они научились созданию изделий, выполненными в технике оригами; развили художественный вкус, творческие способности и фантазию; творческий подход к выполнению работы.

      Как руководитель кружка, стараюсь уделять внимание и индивидуальной работе с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, так как дети с разными умениями и способностями.

     При систематической работе -  деятельность детей в кружке положительно сказалась: на формирование взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"

Цель программыОзнакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, ...

Календарно- тематический план кружка по оригами "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК"

Календарно - тематический план кружка по оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего возраста....

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Открытое занятие для родителей Праздник веселого квадратика

Открытое занятие - развлечение для детей и родителей. Цель: создать у детей радостное настроение, сформировать у родителей представление по развитию у детей с нарушением зрения сенсорных навыков, инте...

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.

Цель программы Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники ор...

Конспект интегрированного открытого занятия по математике средней группе «История веселого квадратика»

Ознакомление с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор. Формиров...