Главные вкладки

    Календарно- тематический план кружка по оригами "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК"
    календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

    Ковалёва Ирина Юрьевна

    Календарно - тематический план кружка по оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_kruzhok.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно – тематический план

    кружка по оригами

    « Волшебный квадратик»

    Руководитель:

    Ковалёва Ирина Юрьевна

    воспитатель второй

    квалификационной категории

    2012 – 2013 учебный год

    Пояснительная записка.

         Программа дополнительного образования « Волшебный квадратик» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.

         Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

         Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур  дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.

    Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задачи:

        Обучающие

    1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
    2. Формировать умение следовать устным инструкциям;
    3. Обучать различным приемам работы с бумагой;
    4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
    5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие

    1. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
    2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
    3. Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

    Воспитательные

    1. Воспитывать интерес к искусству оригами;
    2. Расширять коммуникативные способности детей;
    3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
    4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Особенности организации НОД: программа кружка «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях по запросам родителей. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 4 раза в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин.

    Методические приёмы:

    1. Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
    2. Показ видео и мультимедийных материалов;
    3. Рассматривание иллюстраций;
    4. Показ образца выполнения последовательности работы.

       Форма работы: тематическая совместная деятельность.

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


    п/п

    Тема (содержание)

    Кол–во

    часов

    Дата

    проведения



    1.

    ОКТЯБРЬ


    «Давайте поиграем»

    Цель: выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.



    25 мин.

    2.

    «В некотором царстве, в бумажном государстве…»

    Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей искусства оригами.

    25 мин.

    3.

    «Бабочка и лягушка»

    Цель: упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.

    25 мин.

    4.

    «Отгадываем загадку»

    Цель: учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

    25 мин.



    1.

    НОЯБРЬ


    «Знакомимся со свойствами бумаги»

    Цель: познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.



    25 мин.

    2.

    «Воздушный змей»

    Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь.

    25 мин.

    3.

    «Забавные зверушки»

    Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

    25 мин.

    4.

    «Теремок»

    Цель: закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; вызвать у детей настроение в ожидании представления и от совместной деятельности с родителями; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль; привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности.

    25 мин.



    1.

    ДЕКАБРЬ


    «Лисичка с чёлочкой»

    Цель: повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым.



    25 мин.

    2.

    «Волшебные превращения стрелы»

    Цель: продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.

    25 мин.

    3.

    «Ёлочка»

    Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук.

    25 мин.

    4.

    «Новогоднее украшение»

    Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

    25 мин.



    1.

    ЯНВАРЬ


    «Дед мороз»

    Цель: закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.



    25 мин.

    2.

    «Новогоднее панно»

    Цель: учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.

    25 мин.

    3.

    «Коробочка»

    Цель: познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.

    25 мин.

    4.

    «Ветка рябины»

    Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

    25 мин.



    1.

    ФЕВРАЛЬ


    «Ветка рябины»

    Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.



    25 мин.

    2.

    «Гном»

    Цель: продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим.

    25 мин.

    3.

    «Скоро День защитника Отечества»

    Цель: воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

    25 мин.

    4.

    «Ожившая сказка»

    Цель: создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

    25 мин.



    1.

    МАРТ


    «Мамин праздник»

    Цель: учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой.



    25 мин.

    2.

    «Цветы»

    Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

    25 мин.

    3.

    «Панно «ХРИЗАНТЕМЫ»

    Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами.

    25 мин.

    4.

    «Грач»

    Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

    25 мин.



    1.

    АПРЕЛЬ


    «Экскурсия в зоопарк»

    Цель: учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путём складывания его пополам и загибания уголков к середине, соединяя четыре готовые детали; закрепить работать по операционной схеме и карте; развивать воображение, аккуратность; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.



    25 мин.

    2.

    «День Космонавтики»

    Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.

    25 мин.

    3.

    «Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА»

    Цель: закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание.

    25 мин.

    4.

    «Весёлые человечки»

    Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности.

    25 мин.



    1.

    МАЙ


    «Составим картину»

    Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы - составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение.



    25 мин.

    2.

    «Раз, два, три, лодочка плыви»

    Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей.

    25 мин.

    3.

    «Журавлик»

    Цель: продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту.

    25 мин.

    4.

    «В бумажном царстве – государстве»

    Цель: повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность.

    25 мин.

    Итого: 13 часов 20 минут.

    Литература:

    1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
    2. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
    3. Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
    4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
    1. Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
    2. Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
    3. Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
    4. Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематический план кружка "Математический театр"

    Представлен план кружка по математике в средней группе "Математический театр"...

    Календарно - тематический план экологического кружка "Зелёные сказки" (подготовительная группа)

    Кружок «Зелёные сказки» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  В основу содержания кружка легла парци...

    Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы

    Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы....

    Календарно-тематический план занятий кружка по пластилинографии с детьми 4-5 лет

    Темы занятий кружка не согласуются с темой недели в детском саду. Старалась расположить занятия по принципу "от простого к сложному", но иногда приходится менять поочередность....