«Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».
статья (младшая группа)

Светлана Сергеевна Мартьянова

Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2-4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание-одно из приорететных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учереждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартьянова Светлана Сергеевна

                                                                                                     воспитатель

                                                                                            ГБДОУ Детский Сад № 58

                                                                                           Колпинского района СПб

 «Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».

         Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание — одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.

          Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

          В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.

          Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения — живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные — за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.

         Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте должны иметь возможность видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше — потрогать и почувствовать.

К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы.

          Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

          Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.

           Словесный метод - рассказ воспитателя должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, обогащая ребенка разнообразными впечатлениями, влияя на его ум, чувства, воображение.

            Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

            Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.

            Дидактические игры по экологии могут быть использованы на занятиях по математике, что предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным.

Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький, высокий/низкий, количеством, формой и т. д.

             Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи: «Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».

              Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков.

             Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями.

             Прогулки и экскурсии так же имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.

             В ходе экологического воспитания детей младшей группы детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. У детей формируется любовь к природе, стремление охранять ее.             Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.

Литература:

Гончарова Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ

 учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.

Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.Г.Фокина,О. М. Газина.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.

Павлова В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

[Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.

[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710
Чуверова Л. Н. /Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста /

Л. Н. Чуверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35467/ (дата обращения: 26.04.2021).



Предварительный просмотр:

Мартьянова Светлана Сергеевна

                                                                                                     воспитатель

                                                                                            ГБДОУ Детский Сад № 58

                                                                                           Колпинского района СПб

 «Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».

         Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание — одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений. Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.

          Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

          В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологической тропе.

          Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения — живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные — за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.

         Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте должны иметь возможность видеть то, о чём говорит воспитатель, а ещё лучше — потрогать и почувствовать.

К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, игры с природными материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение художественных произведений, беседы.

          Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

          Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.

           Словесный метод - рассказ воспитателя должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, обогащая ребенка разнообразными впечатлениями, влияя на его ум, чувства, воображение.

            Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

            Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.

            Дидактические игры по экологии могут быть использованы на занятиях по математике, что предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения — интересным.

Например, при ознакомлении с величиной: широкий/узкий, большой/маленький, высокий/низкий, количеством, формой и т. д.

             Также сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи: «Магазин цветов», «Путешествие в магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».

              Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся отличать культурные растения от сорняков.

             Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами, это наблюдение со специально созданными условиями.

             Прогулки и экскурсии так же имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.

             В ходе экологического воспитания детей младшей группы детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. У детей формируется любовь к природе, стремление охранять ее.             Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.

Литература:

Гончарова Е. В. Технология экологического образования детей второй младшей группы ДОУ

 учебное пособие / Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с.

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.

Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.Г.Фокина,О. М. Газина.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.

Павлова В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

[Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/

Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.

[Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710
Чуверова Л. Н. /Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста /

Л. Н. Чуверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35467/ (дата обращения: 26.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...

Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Материал содержит рекомендации по экологическому воспитанию детей младшей группы и способах реализации на занятиях и в режимных моментах....