Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
статья (младшая группа)

Материал содержит рекомендации по экологическому воспитанию детей младшей группы и способах реализации на занятиях и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_ekol_vosp.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   
                                                                                                    Михайлова Лариса Васильевна,

                                                                                                     воспитатель ГБОУ школа №38

                                                                                                     дошкольное отделение

                                                                                                     Приморского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга

Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации    в образовательном-воспитатетельном процессе ДОО

   Природа – это мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек –часть природы, интерес ко всему живому заложен  в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

   Для того чтобы у людей сформировалось бережное отношение к природе нужно воспитывать детей с ранних лет. Экологическое воспитание подразумевает развитие представлений об окружающем мире и способах его сберечь. 

   Дошкольный возраст важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который  предусматривает создание  предпосылок  гуманной  взаимодействия с природной средой.

  Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, отношение к окружающему миру, к своей Родине, в том числе доброе и ответственное отношение к родной природе. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей для их жизни. Поэтому перед педагогами младших групп встаёт непростая задача формирования у дошкольников основ рационального природопользования.
 
Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о само ценности и неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе.
Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Рассказывать о том, почему нельзя бросать мусор и защищать вымирающие виды полезно, но мало результативно. Гораздо лучше вести просветительскую работу вместе с развитием познавательной деятельности.

   Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

  Задачи  экологического  воспитания:

- Выработать ответственность за окружающий мир.

- Предупредить развитие разрушительных действий.

- Сформировать представления о тесной взаимосвязи природы и всего живого;

- Выработать эстетический вкус.

  Экологическое воспитание может проводиться разными способами и поэтому не стоит ограничивать чем-то одним. В младшем дошкольном возрасте дети отзывчивы и если им доступно объяснить чужие чувства, то они надолго усвоит материал.

  В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игры с природными материалами, труд в природе); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) , экспериментальные (несложные опыт).

  Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств.
Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

  Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы:

- Оценка эстетического вида и особенностей строения.

- Требования к условиям жизни.

- Значение для природы и человека.

  Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям.

  Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию.
 Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.

  Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.

  Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

  Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.
Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.

  Во время прогулок можно рассказывать о проблемах окружающей среды и путях решения. Например, если вокруг валяется мусор, то это отравляет почву и представляет опасность для птиц, животных. Пластик, который плавает в мировом океане уничтожает рыб и морских зверей.

  Для того чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к природе нужно показать ему, что и как работает в мире. Например, песок может быть сухим и мокрым. Ребенку предлагают потрогать оба вида, изучить его и сравнить. Сухой можно пересыпать (например), а мокрый служит отличным материалом для лепки.

  На мокром песке хорошо остаются следы и отпечатки, зато сухой приятнее держать в руках, и он может прогреваться. Влажным он становится после смачивания водой или дождя. Такие простые опыты позволяют наглядно продемонстрировать ребенку, что на окружающую среду влияет все. И не всегда положительно. Например, выброшенный окурок или небрежно разведенный костер приведут к пожару. Он уничтожит не только деревья, но и множество живых существ.

 Родители должны быть примером и образцом во всем. Тогда дети будут перенимать поведение и привычки. Например, если мама разводит комнатные цветы и ухаживает за ними, то малыш будет повторять ее действия. Можно купить ему маленькую лейку и попросить помочь поливать. Растения с крупными листьями нужно мыть, и ребенок может делать это самостоятельно.

Хорошо воспитывать отношение к природе посредством ухода за рыбками или животными. Достаточно завести мышонка или аквариумных питомцев. Дошкольник под контролем взрослого может кормить, чистить клетку, играть.

   И еще важное место в жизни ребенка занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им: («В гостях у бабушки в деревне»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «В гости к нам пришёл….», «В лесу» и другие. Место сказки не подвергается сомнению. Традиционные русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» нравятся детям всех поколений.

  Эти сказки полезны тем, что их можно, во- первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят детей с образами домашних и диких зверей, во-вторых же, могут послужить прекрасным руководством для инсценировки.

  Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются детьми. 

  На экологических занятиях можно проводить дидактические игры типа: «Кто чем питается?»,  «Что сначала — что потом?»,  «Найди, что покажу»

    Таким образом, экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Показывая  детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формируются  конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...

«Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО».

Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Дети 2-4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они начинают осознавать, что являются частью окружающего мира, которы...