РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Парамзин Андрей Робертович

Игра – самое главное занятие для маленького человечка, его постоянная деятельность (вплоть до школьного периода); однако, независимо от видов и количества игрушек, именно взрослому в этом процессе – игре – отводится главная роль: взрослый направляет игру ребенка, задает сюжет, играет ВМЕСТЕ с ребенком...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РольИгрыВРаннемВозрасте47 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(статья)

А.Р. Парамзин, педагог-организатор

ГБДОУ детского сада №94

Красносельского района Санкт-Петербурга

Игра – самое главное занятие для маленького человечка, его постоянная деятельность (вплоть до школьного периода); однако, независимо от видов и количества игрушек, именно взрослому в этом процессе – игре – отводится главная роль: взрослый направляет игру ребенка, задает сюжет, играет ВМЕСТЕ с ребенком. В этом случае у малыша получается именно игра (познавательно-развивающий процесс), который доставляет ему удовольствие и радость! Игра для малыша – это не пустая забава, а важный вид деятельности. Она является способом познания мира вещей с различными свойствами и качествами и мира людей со сложными взаимоотношениями. В игре работает воображение, память, мышление, развивается речь. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происходит умственное развитие ребенка, развивается воображение, внимание, память. Игра имеет большое значение и в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста, в особенности, игровой деятельности совместно со взрослым.

В конце первого года ребёнок приобретает стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Малыш 1,6-3 лет в своей игре обычно подражает взрослым. Все, что он видит и слышит, переносит в игру – отношения к вещам, действия с предметами, взаимоотношения людей, нормы поведения. Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш малыш! Ребенок на 3-ем году жизни уже сам может найти себе занятие и продолжительное время играть один. Умение ребенка самостоятельно играть нужно развивать, и не только потому что самостоятельные игры дают возможность взрослым заниматься своими делами, а потому, что это очень важно для ребенка. В игре у него развивается инициатива, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности.

В дошкольный период для ребенка игра является ведущим видом деятельности, и фактически большая часть образовательной и коррекционно-развивающей работы сводится по форме к совместной со взрослым игровой деятельности. Цель игровой терапии заключается не в том, чтобы изменять или переделывать ребенка, учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в процессе игры волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. А поскольку ранний возраст имеет свою отличительную, ни в каком последующем возрастном периоде не повторяющуюся, психологическую специфику, то и игровая деятельность, да и вся коррекционно-развивающая работа также будут иметь свою особенность по организации и содержанию.

Собственно, в данный период самым острым вопросом и поводом для каких-то коррекционно-развивающих мероприятий стоит адаптация малыша к условиям пребывания в детском саду: физически новое место, новое незнакомое (непривычное) окружение – много взрослых, много других детей; непривычный распорядок жизнедеятельности и т.д. Помимо предшествующей работы с родителями (бесед, «наглядных пособий», экскурсий по детскому саду), «процедур» первоначального знакомства с воспитанниками, воспитатели и педагоги обращаются к картотекам адаптационных игр для детей раннего возраста. И возможно, задача педагога-психолога здесь больше сводится к разъяснению родителям, воспитателям и другим специалистам детского сада особенностей и нюансов при выборе и проведении игр; хотя, помогая воспитателю непосредственно на группе или при индивидуальном контакте с ребенком педагог-психолог выступает и сам в роли организатора и участника игры…

Кроме того, для детей 1,6-3 лет немаловажное значение имеют и дидактические игры, способствующие формированию представлений о важнейших свойствах предметов: форме, цвете, величине и т.п. Значение сенсорного воспитания состоит в стимулировании в ходе этого процесса развития интеллектуальных способностей ребёнка. Дидактические игры, при этом, выполняют еще и функцию контроля состояния сенсорного развития детей.

Существуют различные классификации игр для детей раннего возраста. Например, по направленности:

- на развитие ощущений собственного тела, тактильных восприятий;

- на снятие психоэмоционального напряжения;

- на развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

- релаксационные;

- на самопознание.

Другая классификация – по типу:

- подвижные;

- пальчиковые;

- на регуляцию дыхания;

- с песком, с водой;

- игровые ситуации.

Блочная классификация:

- игры-забавы;

- подвижные (моторные);

- сенсорные;

- релаксационные.

И, главное, при организации совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста (особенно в период адаптации ребенка к детскому саду!) следует придерживаться таких правил:

  1. Необходимо принять ребёнка таким, какой он есть, не высказывая неудовольствие от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности.
  2. Нельзя заставлять ребёнка участвовать в игре. Заставляя, можно вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
  3. Взрослый при организации совместных игр с детьми выполняет две роли – участника и организатора. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
  4. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Многократное повторение игр способствуют тому, что дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, а главное создаётся психологически безопасная атмосфера.
  5. Никогда не следует оценивать действия ребенка: выражения «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Ребенок должен получить возможность проявить, выразить себя, а не оказаться загнанным взрослым даже в самые лучшие рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, нужно помочь ему выразить все это.
  6. Нельзя осуждать опыт ребёнка, жаловаться на него родителям.

Литература:

  1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Каплан Л.И. – М.: Просвещение. 1983. 80 с.
  2. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста. Методической пособие. – М.: ИД Цветной мир. 2018. – 80 с.

Санкт-Петербург

10.05.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организации совместной деятельности с детьми раннего возраста по рисованию на тему «Подарок маме».

Цель: поддерживать интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги.Развивающие:1.Закрепить знания красного, желтого и зел...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Пасха»

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста по теме:  «Пасха» Задачи1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха.2. Приобщать детей к культуре русского народа.3. Вос...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке Дети в возрасте 2-3 лет способны многое увидеть и запомнить, но осмыслить и правильно понять увиденное они могут лишь с п...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогрулке (осень)

Консультация для родителей по организации совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогрулке (осень)...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке

Конспект на тему: "Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (осень)"...

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке

В конспекте представлена организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на зимней прогулке....