Ознакомление с художественной литературой
проект (средняя группа)

Ознакомление
с художественной литературой

Что читать с детьми

 

 

Средняя группа

 

 

С самого раннего детства нас окружают книги. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. С книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, находить, под час тонкую, грань между добром и злом, любить. А уж, сколько самых разных книг в наше время на полках магазинов! Как же в этом "книжном море" не утонуть? Выбрать те книги, которые действительно станут нашими друзьями и помощниками в воспитании детей? С этими непростыми вопросами, мы и постараемся сегодня разобраться.

 

Не смотря на нестабильность в нашем обществе, нравственно-этические нормы поведения никто не отменял. И, пожалуй, каждый из родителей хотел бы видеть своего ребёнка воспитанным, общительным и всесторонне развитым. А как этого достичь? Для начала мы сами должны выполнять те требования, что предъявляем ребёнку. Мы его первые наставники. Малыш воспринимает наше поведение, как единственно правильное, и старается его копировать. "Ворчанием наскучишь, а примером научишь". Но иногда личного примера родителей недостаточно, и вот тут на помощь придут книги.

Литературное слово может оказать более сильное воздействие на ребёнка, нежели привычные советы, а под час и окрики-одёргивания родителей. Возрастные кризисы заставляют малыша проявлять самостоятельность, отстаивать своё мнение и независимость, а с книгами этого делать не нужно.

 

С какими же вопросами-проблемами нам помогут разобраться книги? Пожалуй, одним из самых важных является понимание ребёнком того, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Заглянем в типовую программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посмотрим, что рекомендуют почитать авторы для формирования морально-этических ориентиров у нашего малыша?

 

4-5 лет

Русский фольклор

Сказки. "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова); "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (обр. А.Н. Толстого); "Петушок и бобовое зернышко" (обр. О. Капицы).

Фольклор народов мира

Сказки. "Три поросенка", англ., пер. С. Михалкова; "Бременские музыканты", из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака; "Красная Шапочка", из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе.

Произведения поэтов и писателей России

Басни. Л. Толстой. "Мальчик стерег овец". 
Литературные сказки. М. Горький. "Воробьишко"; Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост". 
Поэзия. Д. Хармс. "Врун". 
Проза. Л. Воронкова. "Как Аленка разбила зеркало" (глава из книги "Солнечный денек"); В. Драгунский. "Тайное становится явным"; М. Зощенко. "Показательный ребенок"; Н. Носов. "Заплатка", Н. Сладков. "Неслух". 
Литературные сказки. Э. Мошковская. "Вежливое слово"; К. Чуковский. "Федорино горе".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. Х.К. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик", пер. с дат. А. Ганзен.


 

Часто при чтении книги малыш отождествляет себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно начинает заботиться о других. Не забывайте после завершения чтения произведения обсудить прочитанное с ребёнком. Задайте вопросы по содержанию текста. Узнайте, что больше всего понравилось или наоборот огорчило кроху. Провоцируйте ребёнка на самостоятельные высказывания-рассуждения. "А если бы ты был на месте главного героя, то, как бы поступил в такой ситуации?"

Учить ребёнка сочувствию, сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации призваны помочь следующие произведения:

4-5 лет

Русский фольклор

"Дед хотел уху сварить...", "Лень-потягота...". 
Сказки. "Про Иванушку-дурачка" (обр. М. Горького); "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова).

Фольклор народов мира

Песенки. "Барабек", англ., обр, К. Чуковского; "Шалтай-Болтай", англ., обр. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Е. Баратынский. "Весна, весна!.." (в сокр.); И. Бунин. "Листопад" (отрывок); С. Есенин. "Поет зима - аукает..."; А. Майков. "Осенние листья по ветру кружат..."; С. Маршак. "Вот какой рассеянный"; С. Михалков. "Дядя Степа". 
Проза. В. Бианки. "Подкидыш"; А, Введенский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке" (главы из книги). 
Литературные сказки. Г. Остер. "Одни неприятности", "Эхо", "Хорошо спрятанная котлета"; К. Чуковский. "Телефон".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. Х.К. Андерсен. "Огниво" пер. с дат. А. Ганзен.


 

Каждый из нас совершает ошибки, а уж когда маленький человечек только начинает познавать мир, то уберечь его от ошибок и вовсе невозможно. "На ошибках -учатся". С этим трудно спорить, вот только уроки эти уж очень болезненны бывают. Но без ошибок нет жизненного опыта. Как же эти ошибки сделать менее травмирующими? Как научить ребёнка относиться к своим ошибкам даже с юмором? И на эти вопросы помогут ответить книги:

4-5 лет

Русский фольклор

Сказки. "Про Иванушку-дурачка" (обр. М. Горького); "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова); "Зимовье" (обр. И. Соколова-Микито-ва); "Привередница" (обр. В. Даля); "Война грибов с ягодами" (обр. В. Даля).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Черный. "Кто?", "Когда никого нет дома". 
Литературные сказки. М. Горький. "Воробьишко"; В. Бианки. "Первая охота"; В. Осеева. "Волшебная иголочка"; Р. Сеф. "Сказка о кругленьких и длинненьких человечках"; К. Чуковский. "Телефон". 
Поэзия. С. Маршак. "Вот какой рассеянный", Д. Хармс. "Очень страшная история". 
Проза. Н. Носов. "Затейники"; Е. Пермяк. "Торопливый ножик"; Е. Чарушин. "Почему Тюпу прозвали Тюпой", "Почему Тюпа не ловит птиц".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. Х.К. Андерсен. "Огниво", пер. с дат. А. Ганзен; "Про маленького поросенка Плюха", по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод.


 

"Друг - ценный клад, недругу никто не рад". Сколько мудрости заложено в этой русской пословице. Воспитать ребёнка настоящим другом - задача сложная. Уметь дружить с кем-то, а не против кого-то, уважать себя и в тоже время проявлять отзывчивость, видеть несправедливость отношений - вот далеко неполный перечень вопросов, на которые легче найти ответы с помощью книги. Читая книги, вы высказываете своё мнение о поведении персонажей, подталкивая ребёнка к размышлению, сопоставлению книжных и реальных ситуаций.

4-5 лет

Русский фольклор

Сказки. "Война грибов с ягодами" (обр. В. Даля).

Фольклор народов мира

Сказки. "Три брата", хакасск., пер. В, Гурова; "Как собака друга искала", мордовск., обр. С. Фетисова.

Произведения поэтов и писателей России

Басни. Л. Толстой. "Отец приказал сыновьям...". 
Поэзия. Ю. Мориц. "Огромный собачий секрет". 
Проза. А, Введенский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке" (главы из книги); Л. Пантелеев. "На море" (глава из книги "Рассказы о Белочке и Тамарочке"); М. Пришвин. "Ребята и утята". 
Литературные сказки. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей" (главы из книги); Г. Остер. "Одни неприятности", "Эхо", "Хорошо спрятанная котлета"; Д. Самойлов. "У Слоненка день рожденья"; К. Чуковский. "Тараканище", "Телефон".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. А. Балинт. "Гном Гномыч и Изюмка" (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; Э. Блайтон. "Знаменитый утенок Тим", пер. с англ. Э. Паперной; А Милн. "Винни-Пух и все-все-все..." (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Хогарт. "Мафии и его веселые друзья" (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько; Т. Эгнер. "Приключения в лесу Елки-на-Горке" (главы из книги, в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.


 

"Береги бровь, глаз цел будет". Как же уберечь малыша в первую очередь от него самого? Исследовательский инстинкт заставляет ребёнка "пробовать" всё на себе, что утюг горячий, стекло острое, лёд скользкий. 
На днях наблюдала, как мама с сыном шли по тротуару. Обочины были покрыты тонкой корочкой льда, и мама настойчиво призывала сына идти по середине дороги. Ребёнок же шёл по краю, приговаривая: "А я не падаю". 
Помочь ребёнку "услышать" предостережения родителей помогут такие произведения:

4-5 лет

Русский фольклор

Сказки. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (обр. А.Н. Толстого); "Петушок и бобовое зернышко" (обр. О. Капицы).

Произведения поэтов и писателей России

Басни. Л. Толстой. "Отец приказал сыновьям...". 
Поэзия. С. Михалков. "Дядя Степа". 
Проза. Л. Воронкова. "Как Аленка разбила зеркало" (глава из книги "Солнечный денек"); С. Георгиев. "Бабушкин садик"; В. Драгунский. "Тайное становится явным"; М. Зощенко. "Показательный ребенок"; Н. Сладков. "Неслух". 
Литературные сказки. В. Чирков. "Что натворило "Р".

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки. "Про маленького поросенка Плюха", по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод; Д. Биссет. "Про поросенка, который учился летать", "Про мальчика, который рычал на тигров", пер. с англ. Н. Шерешевской.


 

Вот мы и обозначили некоторые темы, которые нам помогают раскрывать перед нашими детьми книги. Подобрали рекомендуемые программой произведения. Остаётся только их прочитать и разобраться вместе с детьми "Что такое хорошо, а что такое плохо?", "С кем дружить, а с кем погодить", "Почему так важно слушаться родителей". И в завершении хочется заметить, что ни смотря на глобальную компьютеризацию современного общества, книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....

НОД по ознакомлению с художественной литературой "Ознакомление со стихотворением Л.Ф. Воронковой "Маша-растеряша"

Занятие предназначено для формирования у детей интереса к театрализованной игре....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...