Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования
методическая разработка

Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования

Подготовила: воспитатель Голубева А.В.

В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

 Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

 Основные инновации пятого издания Программы:

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

Утренний и вечерний круг. Утренний круг проводится в форме развивающего общения. Это начало дня, когда дети и педагог собираются все вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать, что сегодня будет интересного, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Утренний и вечерний круг в теплое время года можно проводить на улице.

Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков. Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг. Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и дети, и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное содействие, избегая прямых указаний.

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.

Главное нововведение пятого издания — это нацеленность на создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.

ПДР не исчерпывается предметно - пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников.

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» нацеленного на развитие детской инициативы. Т.е. роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка» сколько обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. «Голос ребёнка» должен быть не просто услышан, он должен быть трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

 Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль)

Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.

Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.

Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако на практике он, в конечном счете, более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в инновационной программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание

В презентации указаны основные изменения в программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание. Приведен подробный перечень инноваций в программе....

семинар на тему : " Внедрение инновационной программы «От рождения до школы» в образовательный процесс ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление посвящено инновационной программе от рождения до школы. Детские сады нашего города работают по 4 и 5 изданию, которое вышло в 2019 году. А ...

«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы»» Тема: «Вечерний круг»

laquo;Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга».  Дети учатся справедлив...

программа воспитания и обучения в старшей группе на основе инновационной программы "От рождения до школы"

Программа воспитания и обучения в старшей группе составлена на основе инновационной программы "От рождения до школы"...

Выступление на педагогическом совете Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования (основные инновации пятого издания)

По программе «От рождения до школы » работают более 70 процентов детских садов России. В 2019 году издательство «Мозайка-Синтез» выпустила инновационную версию программы, котор...