Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников
статья (подготовительная группа)

unuchakowa@yandex.ru

 Любовь к родному краю,  родной речи, начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie-_kopiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Берёзка»

 Тема: «Краеведение как средство

патриотического воспитания дошкольников»

Воспитатель:

Унучакова Алевтина Витальевна

С.Иогач

«Любовь к родному краю, родной речи, начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
                                                                                                 Д.С. Лихачев

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, городе приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. По мнению известного ученого Д.С. Лихачева, любовь к родному краю, знание его природы, истории, культуры –основа, на которой может осуществляться формирование духовности человека и всего общества.

 А.В. Даринским был обоснован краеведческий принцип, который, по его мнению, дает возможность строить преподавание на основе  принципов дидактики, обеспечивающих доступность и наглядность обучения: от известного —к неизвестному, от близкого —к далекому, от малого -к большому. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

В настоящее время с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, забыты и почти не употребляются в разговорной речи, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат наш язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в произведениях алтайской литературы.  Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций

Работая над этой темой, нами была составлена модель системы работы по краеведению, выделены блоки работы по патриотическому воспитанию, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, мы стараемся разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений.

Индукционная модель системы работы по краеведению:

Семья → Детский сад → Родное село→ Родная Республика Алтай → Родная страна.

Блоки работы по воспитанию патриотизма:

1.Семья

2.Родное село

3.Моя Республика  Алтай

4.Родная страна

Цель нашей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре; воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

Поэтому, были поставлены следующие задачи:

1.Знакомить детей с историей развития и становления Республики Алтай.

Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.

4.Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.

Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.

Воспитывать познавательный интерес и любовь к своей малой Родине.

7.Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи;

8.Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.

Формировать самосознание ребёнка как гражданина, способного влиять на будущее страны.

 Используемые педагогические средства.

  • Формы проведения: образовательная деятельность, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность, развлечения, праздники, конкурс рисунков.
  1. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
  2. Методы:- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью использовала в работе приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт нашего народа (на чем ездили раньше и в настоящее время, как добывали огонь раньше и как сейчас, и т. д.), вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства глины и песка). Учили детей анализировать, делать выводы, обобщать. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ.  В рамках проекта: «Тайны орнамента в национальной одежде».

 Были проведены:

-Тематическое ООД: «История и особенности русского национального костюма» с использованием ИКТ;

-Открытое ООД: «Моя малая Родина  Республика Алтай» использованием ИКТ.;

-ООД по художественно-эстетическому развитию: «Алтайские орнаменты», «Знакомство с народным творчеством».

Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, схемами, а также предметами старинного быта. В группе оформлен уголок патриотического воспитания и родного края, где находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом, районом, республикой, символика  республики, тематические альбомы с фотографиями, дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной республикой, страной.

Изготовили альбомы: «Ими гордится наше село», «Ключ к истории Села Иогач», «Все  профессии нужны, все профессии важны», «Столица Республики Алтай– Горно-Алтайск», «Москва-столица нашей Родины», «Пословицы и поговорки о семье» (совместные детско-родительские иллюстрации). Фотоальбом: «Наша гордость» (посвященный родителям и прародителям детей, служившим в армии и побывавшим на войне).

Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Проведены экскурсии по селу, экскурсия к стелле «Алтын-Кёль» на берег Телецкого озера, на предприятия села,   виртуальная экскурсия «По районам  Республике Алтай», игра-экскурсия «Дружно за руки возьмёмся, в лес зелёный мы пойдём. Проведены познавательные беседы с детьми: «Улицы села». 

Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности

-Составили план-схемы «Мой путь в детский сад»

- Проведено конструирование: «Моё село».

Работа по ознакомлению с предприятиями села и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, «Пекарня»,“Библиотека”, “Ателье”, “Стройка”, «Парикмахерская», «Поликлиника» и т. д )

Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, в лесу. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц. В работе уделяем внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу

- Проведены проекты  в группе: «Огород на подоконнике», «Знай! Помни! Соблюдай!» по ПДД, «Насекомые», «Птицы нашего края»,

- Выпустили стенгазеты «Зелёная аптека Горного-Алтая». «Правила друзей природы». - Экологический квест: «Помощники природы». Викторина «Знатоки природы».

 -Проведены акции: «Покорми птиц зимой», «Посади кедр», «Лес Победы».

 Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.

-Изготовление книжек-малышек  по мотивам алтайских сказок. Создание мягких игрушек к сказке «Яруш и ягнёнок».  На кружке « Лоскуток» организовали мастерскую « Ай-Тана», с детьми  сделали Герб Республики Алтай и обшили кукол в национальную одежду, опираясь на современные стилизованные модели. Изготовили макет: «Стелла Алтын Кёль»,сделали поделки   из природного и бросового материала: «Прикоснись к природе сердцем». 

- Проведены мастер-классы для детей и родителей:  «Кукла из ниток» (в рамках собрания, приуроченного ко Дню матери).

 -Изготовление лэпбука: «Моя малая Родина»,

-конкурсы рисунков: «Моя малая Родина», «Недаром помнит вся Россия…!»

Показаны алтайские народные сказки, посредством кукольного театра: «Яруш и Ягнёнок»,«Теерпек», «Шелковая кисточка»

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, «краеведческая» викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о семье) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.  Проведены досуги и праздники  «День алтайского языка и литературы», «День защитников отечества», «23 февраля» с элементами изучения ПДД, «Международный женский день», «Масленица», осенние и новогодние утренники, «День  Народного единства»

Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, Экскурсия в школьный музей  помогла воссоздать в сознании детей картины нашего прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволили показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашего края в условиях, приближенных к натуральным.

 Учитывая ведущую деятельность детей, широко использовала различные виды игр в краеведческой работе. Это ряд дидактических игр по ознакомлению с природой края, с улицами города, профессиями (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это бывает», «Кто где живет», «Назови улицу», «Что где находится», «Кому что нужно». «Угадай профессию» и т д ).

 Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Причем стараемся вести её с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода.

 Старые фотографии, составление родословной, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении  и создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.        Великая Отечественная война – одно из тех редких событий, память о которых не стирается со временем.  Наше подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Для этого  в нашем детском саду проводятся ознакомление с  ветеранами земляками  с их биографическими событиями, у каждого из которых богатая военная биография, много наград за военные подвиги. Они с честью и достоинством все выдержали и все преодолели. Они также честно работали, как воевали. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в современном мире.

 Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их.

Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного села, Республики Алтай, в мир традиций нашего района, истории его жителей,  в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.

Формирование  системы знаний  у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...

КРАЕВЕДЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краеведение – это  совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, разви...

«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»

Материал по патриотическому воспитанию детей...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников"

Цель:привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами....

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

в статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания бережного отношения к своей малой Родине. Особое внимание уделено приобщению детей к традициям родн...

Краеведение - как средство патриотического воспитания

Закирова Радина Надимовна"Краеведение - как средство патриотического воспитания" Краеведение в детском саду является одним из  способов передачи детям тех знаний о родном крае ,кот...