КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья

Синельник К.В

в статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания бережного отношения к своей малой Родине. Особое внимание уделено приобщению детей к традициям родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinelnik.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синельник Ксения Валерьевна

воспитатель

МАДОУ Д/С №78

г. Белгород, Белгородская область

Краеведение как одно из средств патриотического воспитания дошкольников.

Аннотация: в статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста и воспитания бережного отношения к своей малой Родине. Особое внимание уделено приобщению детей к традициям родного края.

Детство – это значимый промежуток формирования личности человека, именно тогда закладываются основы гражданских качеств, формируются самые первые представления об окружающем мире, обществе и культуре. Одна из трудностей нашего времени это - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Богатство и разнообразие народной культуры обусловлено историей края, которую надо знать. Быть патриотом – значит чувствовать, что ты неотъемлемая часть Отечества, испытывать любовь к своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное, чтобы сохранить не только ее саму, но и ее культуру.  Что же патриотического в краеведении? В качестве объектов познания краеведения за частую используют природу родного края, особенности растительного и животного мира, местные достопримечательности. С помощью краеведения воспитанники начнут понимать, что наш мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого зависит от нашего отношения к нему.

Решение задач нравственно – патриотического воспитания большей частью зависит от педагогов и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, умеют замечать и показывать ребенку ее привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно – образовательной работы. Тогда детский сад станет источником развития интереса и приобщения к истории своей семьи, народной культуре, традициям, обычаям, природе родного края для дошкольников.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – к тому месту, где ты родился. В детском саду следует обеспечить единый процесс социализации и индивидуализации личности дошкольника через процесс осознания ребенком своей связи с социальным миром, вхождения ребенка в культуру, присвоения достигнутого содержания культурно-исторического опыта субъективной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста [1, c. 34].

Проанализировав литературу, было выявлено четыре направления образовательной работы педагогов ДОУ, которые позволят наиболее эффективно использовать средства краеведения в работе по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Тематическое планирование.
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.
  4. Взаимодействие с семьей.

Для того чтобы дошкольник стал активным участником образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе чем-то, что нас окружает: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает сформировать общее представление о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. За много веков у каждого города сложилась яркая, индивидуальная биография. Каждый день она дополняется чем-то новым, неповторимым. В наши дни мы по - новому начинаем относиться к давним праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке, ребят знакомят с русскими народными играми, хороводами, общенародными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, знакомят с декоративно-прикладным искусством [2, c. 33].

Предметом познания общенародной культуры является, и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представление о деревянном доме. Они сравнивают дом бабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия [3, c. 59].

Таким образом, создание определенных условий для использования краеведческого материала в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста поможет повысить уровень их социально – нравственной компетентности. Малая Родина каждого человека своя, но она для всех является той самой путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Введение краеведческого материала в работу дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о своем родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами.

Список литературы

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / В.П. Аникин. – М.: Дет. лит, 1998.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. – М., 1997.
  3. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор / Д.С. Виноградов. –  М., 2000. – Кн. 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы«Краеведение, как средство патриотического воспитания дошкольника» подготовительная группа.

Формирование  системы знаний  у детей дошкольного возраста о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями края, приобщение к народному...

«Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников»

Материал по патриотическому воспитанию детей...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников"

Цель:привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Консультация на тему: "Народная игрушка как одно из средств патриотического воспитания"

Консультация на тему: "Народная игрушка как одно из средств патриотического воспитания"...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....

Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников

Любовь к родному краю,  родной речи, начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду....