Методические доклады
методическая разработка

Ларина Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Методический доклад

«Особенности музыкально-продуктивной деятельности дошкольников»

                                                                                 Составитель:

                                                                     Музыкальный руководитель:

                                          Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2019-2020г

В дошкольной педагогике продуктивная деятельность рассматривается как деятельность ребенка, в результате которой им создается какой-либо «продукт», который должен обладать определенными свойствами, качествами, заранее заданными педагогом. С этим определением согласуется и определение Г.А. Урунтаевой, которая делает акцент на материальном, предметном воплощении явлений и предметов окружающего мира, выраженном в «рисунке, конструкции, объемном изображении» (Урунтаева Г.А., 2001, с. 127). Таким образом, главным в определении продуктивной деятельности является направленность на преобразование, трансформацию воспринимаемой реальности (Немов Р.С., 1997, с.312).

Продуктивная деятельность сочетает в себе качества и свойства предметно-практической, игровой, синкретической художественной деятельности. Педагогами и психологами отмечена особая роль продуктивной деятельности в общем развитии детей: она активизирует творческое мышление, улучшает координацию движений, двигательную моторику, зрительно-пространственную ориентацию, обогащает речь ребенка. Велика и психоэмоциональная значимость продуктивной деятельности: ребенок получает возможность выразить свои эмоции, ощущения и переживания, которые еще не всегда могут быть оформлены словами, утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами, и инструментами, реализующего свои замыслы. Это способствует созданию атмосферы психологической комфортности, ситуации успешности, когда малыш не только радуется своим результатам, но и начинает осознавать значимость и ценность своих преобразовательных действий.

Продуктивная деятельность выступает интегративной основой воплощения мыслей, чувств детей, является отражением их представлений о мире. Объединяющим моментом служит мотивационный компонент деятельности, когда активный интерес к окружающим событиям и предметам, побуждает малыша действовать, экспериментировать, создавая собственные, оригинальные образы. Основой создания нового, является воображение, которое позволяет создавать новые образы.

К основным видам продуктивной деятельности традиционно относят конструктивную и изобразительную, т.е. те виды деятельности, результаты которой могут быть материализованы, предметно оформлены. Однако в современных психолого-педагогических исследованиях продуктивная деятельность все чаще рассматривается с позиций субъектности, когда продуктом деятельности ребенка становятся «открытия для себя», т.е. то новое, что ребенок впервые открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира. Это могут быть новые образы, идеи, способы действий, отношения, ощущение собственного «Я». Таким образом, область продуктивной деятельности понимается значительно шире, чем традиционно определяемая по результату - материально оформленному продукту. Анализ работ Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко, М.В. Ермолаевой, В.П. Зинченко, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, Ю.А. Полуянова, Н.П. Сакулиной, В.Б. Хозиева и др. позволяют сделать вывод о продуктивности применительно не только к изобразительной и конструктивной, но и к словесной, театрально-игровой, музыкальной деятельности детей.

О том, что музыкально-продуктивную деятельность можно и необходимо включать в процесс музыкального развития детей настаивали еще в 20-е годы прошлого столетия выдающиеся музыканты-теоретики Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев. Позже вопросы о развитии детского музыкального творчества как проявления продуктивной деятельности рассматривались в работах К.В. Головской, А. Пийрс, Д. Марселл и др. В трудах основоположника дошкольного музыкального воспитания - Н.А. Ветлугиной -убедительно показано, что во всех видах музыкальной деятельности, таких как пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, дети могут создавать своеобразные «музыкальные продукты в виде оригинальных импровизаций (Ветлугина Н.А., 1968).

Продуктивная деятельность детей раннего возраста имеет свою специфику: образные представления малыша отличаются неопределенностью, подвижностью, текучестью, т.к. сам образ находится еще в процессе становления, а, следовательно, перевести его в материальную форму в определенном материале для ребенка крайне сложно. Поэтому, в качестве наиболее предпочтительных видов музыкально-продуктивной деятельности детей данного возраста можно назвать вокальные импровизации, музыкально-пластические движения, импровизации в игре на детских музыкальных инструментах.

К продуктам детской музыкально-продуктивной деятельности можно отнести:

1) самостоятельно придуманные мелодические интонации;

2) самостоятельно придуманные ритмические рисунки,

3) самостоятельно придуманные пластические перевоплощения под музыку разного характера;

4) индивидуальные интерпретации музыкального образа, представленного в песне, танце, игре на детских музыкальных инструментах, драматизации.

При этом «сочинения» малышей не имеют законченной формы и предельно просты, а сам процесс созидания носит «опробующий» характер. Первые попытки импровизаций могут состоять из одного или нескольких интонационных оборотов, характерного для образа ритма, звукоизобразительных элементов.

Особенностью музыкально-продуктивной деятельности детей раннего возраста является ее свернутость во времени, когда этапы возникновения замысла и его воплощения слиты воедино - ребенок «творит в один прием». Сам процесс реализации задуманного носит импровизационный характер, что является следствием непосредственной эмоциональной реакции малыша на рождение замысла. При этом, «импровизируя, дети никогда не возвращаются к одному и тому же образу и форме изложения» (Багдич Э., 1975), они изменяют, дополняют и комбинируют известные элементы, применяют умения в новых условиях, находят новые варианты воплощения музыкального образа.

Механизм развертывания музыкально-продуктивной деятельности детей начинается с исследования музыкальных объектов, ощущения и изучения их свойств, экспериментирования со средствами музыкальной выразительности, поиска их новых сочетаний. С этим часто бывает связано и возникновение замысла нового для ребенка музыкального продукта. Кроме того, замысел может являться отражением воспринятого музыкального образа, воплощением жизненных впечатлений малыша.

Малыши искренне увлекаются и отождествляют себя с музыкальной деятельностью, поэтому непосредственная эмоциональная реакция на музыкальную интонацию, действенное ее «проживание» также могут стать исходным пунктом, импульсом преобразовательной деятельности. По мере освоения базисных музыкальных интонаций, у ребенка будет создаваться необходимый запас музыкального опыта, способов взаимодействия с музыкальными образами из которого и будут формироваться «программы» музыкальных импровизаций.

Таким образом, процесс раннего музыкального развития, опирающийся на восприятие и понимание ребенком музыкальных интонаций как элементов музыкально-коммуникативной системы, как образов-знаков несущих эмоцию, художественный образ, способен вовлечь малыша в процесс общения с музыкальным искусством, вызвать потребность в действиях - воссоздании и создании новых музыкальных образов, настроений, выраженных в «продуктах» музыкальной деятельности.

Литература:

- Урунтаева Г.А,2001. Дошкольная психология. М.

- Немов Р.С., 1997. Психология. М.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Сотникова С.Р. 2006. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде: Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ.

- Ветлугина Н.А. 1968. Музыкальное развитие ребенка. М.

-MayeskyM. 2008. Creativities for Young Children Clifton Park. NV.

- Багдич Э. 1975. Задачи и перспективы изучения детского творчества // Музыкальное воспитание в странах социализма. М. С. 226-246

- Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А., 2010. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 10. - С. 36-40.

- Запорожец А.В. 2000.Психология действия. М., Воронеж.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Методический доклад.

«Современные педагогические технологии художественно-эстетического развития дошкольников»

                                               Разработала:

                                                                                  музыкальный руководитель                                                                    

                                                 Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2017г

«Современные педагогические технологии художественно-эстетического развития дошкольников»

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический и эмоциональный опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др.

Опираясь на требования ФГОС ДО, основными задачами художественно-эстетической развития дошкольника являются:

  • развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • удовлетворение потребности детей в самовыражении;
  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру.

Основным средством решения указанных задач являются современные педагогические технологии (технологии деятельностного типа), позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания и способствующие формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности ребенка- дошкольника. В современной педагогической практике существует множество педагогических технологий, направленных на решение конкретных педагогических задач.

Я же в своей работе применяю такие педагогические технологии, которые помогают максимально приблизить меня, как современного педагога, к решению задач с точки зрения художественно-эстетической развития детей:

  • игровая технология
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология «ТРИЗ»;
  • технологии проектной деятельности.

Актуальность технологий художественно-эстетического развития заключается в том, что они способствуют развитию у детей:

  • образного мышления;
  • эстетического восприятия;
  • воображения, без которого невозможна ни одна художественно — творческая деятельность;
  • эмоционального отношения к предметам эстетического характера;
  • мелкой моторики рук

Игровая технология

У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

Более того, я в своей работе использую такие игровые приемы, как сюрпризный момент (в гости пришла Капелька, «Клякса-вредина» и т.п.), игровые ситуации «поможем Бусинке найти свой цвет»), которые служат мотивацией к активной деятельности ребенка, имеют положительный эмоциональный отклик. Так же, на занятиях по изобразительному искусству я активно использую сказочные персонажи, игры на развитие глазомера, исправить ошибку, собрать узор, смешать цвета и т.д.

Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.

Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

Игры с цветом:

  • Получение новых оттенков путем смешивания красок.
  • Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
  • Овладение разными изобразительными инструментами.
  • Создание разных изобразительных материалов.

Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению дошкольника к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога и родителя, родителей и детей. В своей практике я использую разнообразные игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, эксперименты со смешиванием цветов, а так же различных пигментов и опыты с разными материалами.

ИКТ технологии

Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютера, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентации педагога с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно актуально в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности дошкольников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации дошкольников. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.

В своей деятельности я активно использую средства ИКТ: компьютер (музыкальное сопровождение, просмотр видео, презентации), а так же интерактивную доску. Это позволяет мне обеспечить наглядность демонстрационного материала. Демонстрация презентаций на занятиях по изобразительной деятельности помогает лучше донести материал за счет использование большого количества иллюстраций. Так же в своей работе я использую мультимедийный проектор, демонстрируя видеоматериал виртуальных экскурсий по музеям города и не только. Обучение для детей становится более увлекательным и захватывающим, лучше усваивается материал, вызывая положительные эмоции.

Технологии проектной деятельности

Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию ребенка, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей. В начале учебного года мной был проведен проект «Осенний лист», проект был рассчитан не только на детей, но на их родителей. Был разработан план мероприятий, который включал в себя беседы, игры дидактические и подвижные, организованные тематические игры на прогулке, выставку и творческий мастер-класс совместно с родителями. Это позволило актуализировать детско-родительские отношения, раскрыть индивидуальные способности детей, реализовать их интересы и потребности, что в свою очередь позволило раскрыть творческий потенциала всех участников проекта.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебно-воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и по планированию изобразительной деятельности, обогащая ее своим разнообразием.

Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей- воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.

Основные задачи:

  • воспитать качества творческой личности;
  • формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: развитие воображения, оригинальность мышления;
  • развивать способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;
  • развивать находчивость, внимательность и сообразительности.

В своей работе я использую такие приемы фантазирования и развития творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования: кляксография, монотипия, рисование нитками, каплями.

Игры на ассоциации, беспредметное рисование на тему: «Осень – это…»«Весна – это…». Часто применяю игры на противоположности, один объект – разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал).

Таким образом, применение методов ТРИЗ в условиях современного детского сада, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков дошкольников.

Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

«Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

Методический доклад для музыкальных руководителей и воспитателей.

                                               Разработала:

                                                                                  музыкальный руководитель                                                                    

                                                 Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2019г

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

Использование игровых      технологий  в  музыкальном   воспитании    дошкольников.

Цели:

1. Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр;

2.  Использование в играх всех видов музыкальной деятельности;

3. Побуждение к самостоятельным (игровым) действиям за рамками музыкальных занятий.

Использование игровых      технологий  в  музыкальном   воспитании    дошкольников.

Теоретическое обоснование игровой   технологии.

1. Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности..

2. Сюжетосложение – это основная группа  игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников.

3. Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования - к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и  наконец, к созданию образа.

4. Музыкальное искусство - наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности.

5. Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре.

Целесообразность использования  игровых технологий в музыкальном воспитании:

1.Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

2.Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;

3.В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

4.Повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов:

1.Восприятия

2.Внимания

3.Памяти

4.Мышления –наглядно-действенного;

    наглядно-образного

    логического

5. Творческие способности

Условия реализации игровой технологии

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор;
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей;
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор;
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей;
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
  2. Кукушкин В.С. Педагогические технологии.
  3. Михайленко О.И. Общая педагогика.
  4. Широкова Е.Ф. Педагогические технологии – важный компонент профессиональной подготовки современного учителя.
  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.
  6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
  7. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр.
  8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии  музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Методический доклад

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях

 музыкальной деятельностью» 

для воспитателей и педагогов ДОУ

                                                               Выполнила:

музыкальный руководитель

                                                                 Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2020 - 2021 г.

Музыкальное искусство таит в себе огромные возможности воздействия на человека. Известно, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через З основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Восприятие музыки (заключающееся в ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением), её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального образования, но и основными формами музыкальной психотерапии. В связи с этим  необходимо использовать не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Музыкальное занятие само по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью музыкальных занятий является организация разных форм музыкальной деятельности дошкольников. Каждое занятие содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач  музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению дошкольников;

- принцип комплексного сквозного подхода;

- принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

Примеры различных видов здоровьесберегающих технологий, применяемых на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ.

1. Вокалотерапия включает в себя вокальные упражнения, дыхательную гимнастику, упражнения на «реабилитацию» голосовых связок. После применения приемов вокалотерапии дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания»), то с учетом открытий в современной науке рекомендации в этой специфической области будут следующими:

Гласные звуки

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э – улучшает работу головного мозга;

И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы – лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К,  Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков.

Артикуляционная гимнастика-  направлена на активизацию мышцы лица, речевого аппарата.

Пример: Четыре раза слегка прикусите кончик языка (далее – каждое задание исполняется 4 р.)

Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

Массаж лица кончиками пальцев.

Массаж пальцами челюстно-височных суставов и т.п.

2. Дыхательная гимнастика - успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, форингит, бронхит, бронхиальная астма) и даже неврозов. Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы саногенетических механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный, как раз и тренирует саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.

Вокальные упражнения - способствуют оздоровлению голоса, с их помощью можно решить многие проблемы, связанные с речью: например, заикание, ринолалия и др. (Постановкой голоса на музыкальных занятиях заниматься не следует, голос должен литься свободно и естественно, без напряжения и крика).

Пример: Комплекс упражнений («Фонопедический метод развития голоса» разработан Виктором Вадимовичем Емельяновым), направленный на выработку дикции, дает свободу в пении, раскрепощает детей, дает возможность иметь здоровый, сильный и выразительный голос.

Согреваем дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным

Перевести бесшумный выдох на шипение горлом, не прерывая дыхание.

«Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со все возрастающей силой тона. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих высоту волны.

«От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, усиливая звук к слову «десять» (крикнуть!).

Упражнения оздоровительного физвокализа - (А.И. Попов основатель системы оздоровительного физвокализа) предполагают тренировку, укрепление голосовых мышц. Особое внимание при этом уделяется осанке («столб достоинства»).

Пример: Потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте.

 3. Ритмотерапия - включает в себя танец, мимику и жест, которые являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. На уроках музыки используются простейшие движения. Эти движения понятны и доступны.

Музыкально-ритмические - упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение.

Примеры:

марширование;

движение рук (фразировка);

элементарные танцевальные движения;

игра на воображаемых музыкальных инструментах (балалайка, гармонь, бубен, трещотка);

условное (графическое) изображение музыки;

«свободное дирижирование».

 4. Логоритмика и ее элементы - являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы, однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается.

Логоритмические упражнения объединены в комплексы (гимнастика) общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.

Пример: Логопедическая гимнастика (предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой)

На букву “Н”: представляем, как девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз)

Изображаем звонок в дверь, произносим “Тр-р-р-р” (8 раз)

Подносим кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза)

Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза)

5. Терапия творчеством -  выполнение творческих заданий  является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния детей с ОВЗ. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.

Пример:

Мелодизация собственного имени.

Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).

Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Хоровод белок»).

Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь»).

В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

 6. Арттерапия. Арттерапевтические методы и приемы -  применяемые на музыкальных занятиях, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки.

7. Фольклорная арттерапия -  русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.

8. Сказкотерапия - это технология, которая развивает творческое воображение и креативное мышление, что необходимо для интеллектуального развития дошкольников.

9. Улыбкотерапия. Самая приятная и разряжающая атмосферу здоровьесберегающая технология. Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. При пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц, пение «на улыбке» является наиболее правильным для исполнения песен, а также является необходимым для выступлений в качестве артистов. Кроме того, улыбка - это просто здорово и приятно, она поднимает настроение и способствует повышению настроения и улучшению показателей здоровья.

10. Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие (фоном звучит музыка).

11. Цветотерапия (рисуночная терапия). Звук является первоосновой музыкального искусства, в то время как цвет-изобразительного. Взаимосвязь этих «первоэлементов» в музыкально-образовательном процессе устанавливается с помощью метода художественных ассоциаций и служит не только для формирования музыкального восприятия дошкольников, но и первоначальный представлений о единой природе искусства и целостной художественной картине мира.

Пример: Игра – «Цветные сны». В положении сидя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Педагог называет цвета, а дети стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).

Выборочно педагог подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем педагог называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

желтый – стимулирует умственную деятельность;

зеленый – умиротворяет, успокаивает;

голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;

синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;

фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям

черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание

Применение в работе вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, направлены на сохранение и укрепление здоровья  и обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Список литературы:

Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.

Перемышленникова Е.Л. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях / Е.Л. Перемышленникова // Дополнительное образование и воспитание.- 2014.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Методический доклад.

«Интерактивные технологии в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников»

Разработала:

музыкальный руководитель

Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2017

На современном этапе вопрос о применении в работе с дошкольниками новых интерактивных игр всегда считался актуальным. Использование только традиционных методов обучения, как известно, неэффективно, поэтому необходимы современные образовательные технологии. Интерактивные игры — это такое понятие, как интерактивный в переводе с английского языка (interactive: inter между, меж; active от act действовать, действие). Оно означает возможность активно взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Иными словами, интерактивная игра — это активный метод обучения. То есть, это такой метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у дошкольников возникает некое новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры.

Интерактивная игра — это активная дидактическая, обучающая игра. Чаще всего, такие игры используют для обучения детей.   Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра может быть любой. В любое время года дети любят играть на улице. Однако в случае дождливых, снеговых и морозных погодных условий дети, конечно, находятся продолжительное время в помещении: дома или в детском саду. Не только для занимательного времяпрепровождения, но и для развития и обучения дошкольников допустимо дозированно, с учетом определенного времени применять интерактивные игры. Варианты интерактивных игр большое количество. Самое главное — выбрать нужную дидактического характера интерактивную игру. Например, использование музыкальных интерактивных игр позволит развить у дошкольников художественно-эстетический вкус. Совместная систематическая работа музыкального руководителя и воспитателя успешно этому способствует. В настоящее время остро стоит вопрос всестороннего полноценного развития дошкольников, поэтому в каждом детском саду созданы самые благоприятные условия для развития детей.

В ДОУ имеется музыкальный зал с современным интерактивным оборудованием, подобраны музыкальные инструменты, составлены картотеки музыкальных интерактивных игр по развитию музыкально-ритмических способностей и основных ритмических движений, создана предметно-развивающая среда, наличие средств ИКТ (интерактивная доска, ноутбук, проектор, звуковые колонки). В группах детского сада музыкальные центры оборудованы дидактическими играми, музыкальными инструментами, центры танцевального творчества в группах оборудованы атрибутами к танцевальным композициям: ленточки, платочки, флажки, цветы для танцевальной деятельности, весенние веночки.

Интерактивные игры по музыкальному направлению самые разнообразные: «Угадай мелодию», «Умники и умницы», «Что лишнее?», «Музыкальные инструменты», «Три кита», «В гостях у……»., «Дождик», «Лейся песня!», «Громко-тихо», «Следопыты (по мотивам мульфильма «Маша и Медведь»)», «Веселые подружки (ноты и нотный стан)». Разучив с музыкальным руководителем, например, игру «Дождик», потом уже детей под руководством воспитателя дети воспроизводят ее в самостоятельной деятельности. Педагог вносит в музыкальный уголок группы набор карточек «Капельки» (большого и малого размера); музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон. Дети самостоятельно играют в игру «Дождик», поют попевку, выкладывают ритмический рисунок, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах, придумывают свою музыку дождя. Интерактивные музыкально-дидактические игры разработаны на основе принципов преемственности и взаимосвязи, ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным импровизационным и творческим.

Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым детским песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекают детей, поддерживают эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Такие интерактивные игры дают возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области эстетического развития, выявлять уровень музыкальных способностей дошкольников.

Очень нравится детям интерактивная игра «Цветик-семицветик». В игре детям предлагается по очереди выбирать лепесток любого цвета. Педагог, управляя презентацией, включает музыку выбранного лепестка, дети слушают и угадывают название песни, игры или танца. Если произведение правильно угадано, на выбранном лепестке появляется картинка, соответствующая названию и содержанию произведения. В конце игры детям предлагается исполнить музыкальный номер.

Используя в работе с дошкольниками интерактивные игры на развитие познавательной активности, наблюдается тенденция к быстрому усвоению обучающего материала.

Например,  «Солнце, воздух и вода», «Наураша идет на помощь — «лаборатория Наураша»,  «Планеты солнечной системы»,  «Почему вода льется?», «Узнай, кто спрятался?»,   «Буквы и цифры»,  «Гласные — согласные», «Звонкие — глухие»,  «Твёрдые — мягкие», «Что колется?», «Назови предмет»,  «Волшебный компьютер», «Дикие — домашние», «Кто в домике живет?». В такой игре ребенок использует и свой жизненный опыт и учится размышлять, сопоставлять, делать выводы, производит собственные действия при выполнении интерактивных заданий.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и любая деятельность дошкольников состоит из многочисленных действий.  Использование интерактивных игр в воспитании детей дошкольного возраста позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление об окружающем мире; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений. Применение интерактивных игр на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста всегда дают положительную динамику в развитии детей. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются сенсорные способности, а также общие способности.

Например, музыкальные задания, выполняемые с помощью интерактивного стола, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Ценность этих интерактивных игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети получают необходимые знания той или иной области познания. Интерактивные игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, иметь простую систему навигации, только тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, побуждать детей к творчеству, развивать их.

Литература:

1. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2–8 лет: метод. пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. — М.: Просвещение, 2015. — 120 с.

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2016.

3. Кличук А. П. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста / А. П. Кличук // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 777–779.

4. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов / Г. А. Колодницкий. — М., 2010. — 187 с.

5. Работягова Т. «Игра — средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольное воспитание» 2012 год № 10, стр. 84–93.

6. Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 3с. (Истоки).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки и доклады

Здесь содержаться материалы для обучения....

Методические разработки и доклады

Здесь находяться материалы для изучения....

Методический доклад "Применение игр - драматизаций"

Применение игр - драматизаций на музыкальных уроках с детьми дошкольного возраста...

Методический доклад на тему "Эмоциональная глухота. Пути ее преодоления".

Материал предназначен для работников с детьми дошкольного возраста. Раскрывает проблему развития эмоциональной сферы дошкольника....

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...

Методический доклад "Хореография как система воспитания"

Функции хореографического искусства воспитательные, образовательные, коммуникативные.Основными направлениями являются нравстенное, удожественное и эстетическое воспитание. Которое осуществляестя с пом...