Методическая разработка
методическая разработка

«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»

«Построй, не открывая глаз»

Материал: конструктивный набор.

Цель: способствовать развитию умения строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Ход игры: перед детьми конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка тому вручают фишку. Игрок, у которого соберется большее количество фишек, выиграл.

 «Найди все кубики»

Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Найди пару»

Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО  и найти каждой детали пару.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.

Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.).

«Куда села бабочка»

Цел: Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый  предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый  предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .

«Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель: Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.

«Четвертый лишний»

Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.

«Каждую деталь на своё место»

Цель: Закрепить знание о разновидностях форм конструктивных деталей, учить анализировать схематичное изображение, подбирать соответствующую схему детали; развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть схемы-следы деталей конструктора и к каждой схеме подобрать соответствующую деталь.

«Составь цепочку»

Цель: Учить различать детали конструктора ЛЕГО по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры: взрослый предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

«Найди по схеме»

Цель: Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию, соответствующую данной схеме.

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.

Игра «Найди постройку»

Материал: карточки, постройки, коробочка

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

 

Игра «Часть и целое»

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.

Раз частичка, два частичка

Это братик и сестричка!

Раз деталька! Два деталька!

Ты конструктор собирайка!

Что в мешочке отгадаешь,

Сразу приз ты получаешь!

Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например, цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Белова, Д.Н. Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Д.Н. Белова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm

2. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Знание, 2006. - 177 с. 

3. Комарова, Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего) [Текст] / Л.Г. Комарова. -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001. – 88 с.

4. Кругова, Е.Ю. Возможности конструктивной деятельности в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ю. Кругова, Н.А. Чемоданова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1018/10684

5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего [Текст]: Пособие для педагогов-дефектологов / Т.В.  Лусс. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 104 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rukovodit_detskoy_igroy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РУКОВОДИТЬ ДЕТСКОЙ ИГРОЙ


Игра воспитывает ребенка тогда, когда взрослые сумеют дать ей нужное направление. Как руководить детской игрой, чтобы она не распалась? Прежде всего требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка.
Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы руководства их играми будут различными. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого при обучении его игре. Маленькие дети не умеют самостоятельно играть, у них мал жизненный опыт, они не знают даже способов обращения с игрушкой.
Пока ребенок совеем мал, его приобщают к игре мама, бабушка, папа. Они учат следить за действиями взрослого. Едва научившегося говорить малыша мать забавляет игрой в ладушки, побуждая его при произнесении слов хлопать в ладоши и поднимать руки. В играх «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Мальчик-пальчик» ребенок учится с помощью взрослых действовать в сопровождении слова. Такие игры-потешки, игры-шутки, забавы просты, динамичны, понятны детям, доставляют им радость и тем самым содействуют подъему эмоционального тонуса, столь необходимого для нормального развития ребенка.
Формирование игровой деятельности можно начинать с 2,5—3 месячного возраста. Когда малыш бодрствует, находясь в детской коляске или кроватке, игрушки подвешивают на расстоянии вытянутой руки ребенка. Яркая игрушка, привлекая внимание малыша, содействует развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения, возникновению зрительно-слуховых связей. А это является предпосылкой развития предметного восприятия. В 4 месяца ребенок способен следить за раскачивающейся погремушкой, прислушиваться к ее звучанию, пытается схватить ее. К 5 месяцам, когда движения его становятся более совершенными, малыш уже преднамеренно тянется к яркой игрушке, старается схватить ее и удержать. Теперь можно учить ребенка брать предмет из рук взрослого. Взяв игрушку, малыш с удовольствием ею манипулирует. Пока это еще нельзя назвать игрой, однако действия с предметами занимают малыша, доставляют ему удовольствие, создают деятельное, бодрое состояние, вырабатывают умение сосредоточиваться.
В 6—7 месяцев ребенка побуждают к целенаправленным действиям игрушкой с помощью слов: дай, на, положи, постучи. К 8 месяцам, когда ребенок может садиться, вставать, переступать, придерживаясь за окружающие предметы, меняется и характер его игры. Теперь малышу требуется большее пространство, так как игровые действия он сочетает с движениями.
Бросив погремушку, подтолкнув мяч или шарик, он сам пытается достать их. Для развития игровых действий нужны соответствующие условия: просторный манеж либо чистый ковер или одеяло, разостланное на полу в наиболее уютном, светлом, защищенном от сквозняков месте, 2—3 игрушки. И если ребенка ничто не отвлекает (шум, звуки радио, внезапное появление постороннего человека), он способен сосредоточиться на игровых действиях довольно длительное время. Однако умению ребенка занимать себя с помощью игрушки следует учить. Малышу показывают (не торопясь и многократно повторяя) то или иное действие, например как подтолкнуть мяч, или как позвенеть колокольчиком, или как открывать и закрывать коробочку. Затем обучают этим же действиям, взяв его ручку в свою и сопровождая словом: «Толкнем мяч. Вот так. Покатился! Покатился!..»
Открывая свойства предметов и овладевая разнообразными действиями, ребенок играет более осмысленно и продолжительно. В процессе манипуляций игрушками у детей развиваются мыслительные функции, внимание, намять, совершенствуется координация движений.
С 9 — 10 месяцев, когда ребенок уже по слову умеет отыскивать названный предмет, с ним можно проводить специальные игры, способствующие развитию понимания речи, умения сосредоточенно смотреть и слушать. Например, сколько удовольствия доставляют малышу, когда ему показывают игрушку — собачку или кошку, и предлагают накормить ее, погладить.
К 12 месяцам у ребенка совершенствуются умения действовать с предметами. Его можно учить нанизывать и снимать со стержня кольца пирамидки, накладывать кубик на кубик, сооружая башню, открывать и закрывать коробку, разбирать и собирать матрешек. Дети этого возраста с удовольствием играют мячом, воздушным шаром, наблюдают за заводными игрушками, смотрят и слушают, как взрослые действуют и разговаривают с куклой, мишкой.
... Подрос малыш. Второй год жизни принес ему много новых открытий и умений, вместе с которыми появились и новые игровые возможности. Теперь, когда он самостоятельно ходит, его особенно влекут игры, где можно побегать, подвигаться. «Принеси мяч», «Догони шарик», «Догоню, догоню!» — игры, которые предоставят ребенку возможность двигаться.
В этот период (от года до полутора лет) важно продолжать развивать у ребенка умения действовать с игрушками. Для этого можно дать тележку или грузовик, показать, как возить их, держа за веревочку, и малыш с интересом станет играть. В другой раз сложить вместе с ним незатейливую постройку из кубиков, показать как соорудить автомобиль при помощи накладывания кубика на кирпичик. «Давай построим дорожку из одинаковых кирпичиков. По ней может гулять матрешка...»
После 1,5 лет следует усложнять умственные задачи, которые ставятся перед ребенком в играх с предметами. Можно предложить сложить пирамидку по убывающей величине колец, расставить матрешек по росту, сложить кубики по цвету и др. Полезно учить его обращаться с совком и лопатой в играх с песком и снегом, для чего построить песочный домик и предложить рядом сделать такой же. Усложняются варианты строительных игр. Дети строят две дорожки: по одной едут трамваи и троллейбусы, по другой идут пешеходы — куклы. Возле домика строят забор, скамейку для матрешки. Когда ребенок выполнил задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры.
У ребенка второго года жизни на основе действий с предметами появляются простейшие виды отобразительной игры. Он начинает действовать с игрушкой, подражая тому, что видел: убаюкивает куклу, как мама, кормит курочку, собачку.
Руководство взрослого теперь направлено на дальнейшее развитие сюжета игр: важно, чтобы они приобрели по содержанию более разнообразный, а по времени более длительный характер. Надо добиваться, чтобы ребенок проявлял самостоятельность в игровых действиях. А для этого следует побуждать малыша к отображению того, что он видит, — рассказать и показать, как действовать с игрушкой: «Поставим кастрюльку на плиту, пусть варится суп».
Развитию игровой деятельности содействуют проигрывания с малышом различных сюжетов, игр-упражнений, придуманных взрослыми. Взрослый говорит ребенку: «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. А теперь ты ее покачай». Ребенок, подражая, повторяет действия взрослого. Или: «Проснулась Аленка, захотелось Аленке погулять. Давай оденем куклу, а ты ее повезешь в коляске гулять».
Такие несложные сюжетные ситуации способствуют развитию творческого воображения, столь необходимого для ролевых игр, образованию игровых умений.
В начале третьего года жизни в играх детей появляется несложный сюжет: мама кормит дочку, укладывает спать, купает ее, готовит обед, выходит на прогулку. Руководство взрослого детской игрой заключается в том, чтобы поддержать эти игры, разнообразить их сюжет, развивать умение передавать два-три последовательных эпизода: куклы поехали на прогулку, а затем сошли с поезда и стали собирать в лесу грибы.
Для сенсорного развития с детьми проводят дидактические игры, обогащающие умение различать цвета, размер предмета (большой, маленький), его форму (шарик, кубик, кирпичик), содействующие развитию внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия. Этим целям отвечают игры с разборными игрушками, (матрешками, бочонками, шарами, башенками), с разрезными картинками («из двух частей сложи картинку»), «Парные картинки» («найди такую же»).
Обучая ребенка умению играть, надо следить за тем, чтобы он соблюдал определенные правила. Например, если рядом играет другой малыш, следить, чтобы он не обижал соседа, не разрушал постройку, не бросался песком, делился игрушками со сверстниками. С этого зарождаются чувства общительности, доброжелательности, а также умение детей в совместной игре устанавливать доброжелательные взаимоотношения.
Старшие дети играют коллективно, заранее договариваются, распределяют роли между собой. У младших этого нет. Они играют пока лишь рядом. Их увлекает сам процесс игры. Играя рядом, случается, что они отнимают друг у друга игрушки. Если малыш часто отнимает игрушки у других, надо на это обратить внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Этому надо учить ребенка, например предоставив ему возможность играть с детьми постарше, которые умеют постоять за свои права.
Для формирования игровой деятельности ребенка имеет значение как закончить игру. Обычно взрослые не задумываются над этим и неожиданно для детей прерывают игру: «Ну поиграл — и хватит! Пора обедать». И если ребенок, заигравшись, не слышит распоряжений и не подчиняется им, то взрослые часто горячатся и прибегают к еще более радикальному приему: берут непослушного за руку и буквально оттаскивают от играющих. Не стоит доказывать, сколь это непедагогично и чем обычно заканчивается: капризами, слезами, нежеланием есть и т. п.
Ребенку, играющему с увлечением, сразу прервать игру очень трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по приказу взрослого отключиться от игры и переключить внимание на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и потому взрослые должны как бы подготовить ребенка к предстоящим новым делам.
На маленьких детей действуют игровые приемы, совпадающие с сюжетом игры. Объясним на примере. Дашенька играет в детский сад. Игра в разгаре, об обеде она и не помышляет. Но мама непреклонна в выполнении режима и потому находит остроумный способ завершить дочкину игру.
- Товарищ воспитатель! Ваши дети хотят есть. Вы слышите сигнал на обед? — говорит она, постукивая совочком о ведро.
- Стройте в пары ребят и пойдемте обедать.
Девочка, подхватив игровой тон матери, подчиняется ей.


"Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г. 
OCR Detskiysad.Ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...