Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Приключения Капельки»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Беляева Елизавета Сергеевна

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.

Конспект ООД «Приключения Капельки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_kapelki.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Приключения Капельки» (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)

Цель: - совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи: - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

- уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

- обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества.

Демонстрационный материал: цветик - семицветик, посылка, глобус, плакат "круговорот воды в природе", изображение солнца и тучки, аудиозапись с шумом дождя.

Раздаточный материал: оборудование и материалы для проведения опытов силуэты капелек для физкультминутки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ой, посмотрите, у нас на полу какие-то мокрые следы, как вы думаете, кто к нам приходил? Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно! Что же здесь написано "Ты загадку отгадай, и посылку открывай! "

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Дети: это вода.

Воспитатель: правильно, посылка от волшебницы Воды, а в посылке записка "Здравствуйте,! Совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный цветок с волшебными лепестками. Он вам поможет, и я вас увижу и услышу". Дети, вам знаком такой цветок, как он называется?

Дети: да, это цветик - семицветик!

Воспитатель: чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать заветные слова (повторяют стихи).

Дети срывают лепесток.

Воспитатель:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Воспитатель: дети, что же это такое?  (Ответы детей)

Воспитатель: а что такое глобус?  (Ответы)

Правильно,  глобус - это модель Земли.

Воспитатель: а как вы понимаете – "модель Земли"?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: а что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Ответы)

Правильно,  можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.

Воспитатель: глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

Дети все показывают на глобусе.

Воспитатель: дети, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель: срываем следующий лепесток и оказываемся в лаборатории "Почемучка" у капельки. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются.) Приступим к нашему исследованию.

Воспитатель: опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

(Ответы детей.)

Воспитатель: правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, мы сделали вывод, что вода не имеет формы.

Воспитатель: опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

(Ответы детей)

за стаканом с водой картинку видно, а за стаканом с молоком – нет. Вода прозрачная.

Воспитатель: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Срываем лепесток и оказываемся на полянке. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: отдохнули, ребята? Тогда срываем лепесток и возвращаемся обратно в лабораторию. Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Воспитатель: опыт 3. "Вода не имеет собственного запаха». Дети, давайте определим, есть ли у воды запах.

Дети: нет, вода не имеет запаха.

Воспитатель: давайте размешаем в воде мятные капли и травяной настой. И снова понюхаем воду. У воды появился запах?

Дети: да, вода пахнет мятой.

Воспитатель: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Воспитатель: опыт 4. "Вода – растворитель».

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.

Дети: вода стала сладкая, соленая, кислая.

Воспитатель: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети: они растворились.

Воспитатель: а теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Что же мы видим?

Дети: мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Воспитатель: делаем вывод, что не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель: ребята, пора отправляться дальше в наше путешествие с Капелькой. Срывайте лепесток (включаем музыку с записью дождя). Вы уже, наверное, соскучились по дождю, давайте послушаем

. А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует?

Дети: в речке, в море, в озере. Вода может быть снегом, льдом и т. д.

Воспитатель: Вот по этому, воду и называют волшебницей. Она- то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.

Воспитатель: дети, совсем мы с вами промокли под дождем. Так хочется солнышка, срываем лепесток и отправляемся дальше.

Воспитатель: прилетели, стало так тепло и весело, чувствуете. Но куда, же это вода делась, стала невидимой и легкой. Улетит, исчезнет, и останемся мы без воды. Так ли это? Объясните, почему вода в природе не исчезнет навсегда.

Дети: вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу.

Воспитатель: давайте поиграем, вы все будете капельками, дождинками и отправитесь в весёлое путешествие. Где же собираются капельки дождинки?

Дети: в тучке.

Воспитатель:

Физкультминутка: вот матушка-тучка (у детей в руках изображение капельки). Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. Но скучно им стало, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко (изображение солнышка). Стали капельки от солнечно луча маленькими- маленькими, лёгкими-лёгкими потянулись они вверх и опять вернулись к маме - тучке.

Воспитатель: а теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали? Как называются такие движения капелек воды по кругу?

Дети: круговорот воды в природе.

Воспитатель: ну вот и остался на нашем цветке один - единственный лепесток. Пора возвращаться домой! Дети, наша капелька загрустила. Давайте сделаем ей подарок. Мы с вами подарим ей книжку со сказкой, которую мы придумаем с вами о нашем путешествии.

Деятельность после занятия:

- оформление рисунков;

- составление совместно с детьми сказки;

- оформление книжки " Путешествие Капельки"

- распространение опыта и знаний для других детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «В гости Капелька пришла»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бес...

Выявление творческих способностей на занятиях по познавательному развитию с элементами рисования. Конспект ООД «Предметы вокруг нас»

Выявление творческих способностей на занятиях по познавательному развитию с элементами рисования.Конспект ООД «Предметы вокруг нас»...

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Мы – юные исследователи».

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.Конспект ООД «Мы – юные исследователи»....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...