Раннее развитие детей: за и против.
статья (младшая группа)

Елена Несмеева

Проблема раннего обучения и развития – одна из острых проблем нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_razvitie_detey.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее развитие детей: за и против

Проблема раннего обучения и развития – одна из острых проблем нашего времени, одинаково активно обсуждаемая и научным сообществом, и педагогами-практиками, и мамашами возле детской песочницы. Одни активно описывают преимущества методик раннего развития и вслед за И. Масару твердят, что «после трѐх уже поздно», другие бросаются в другую крайность и утверждают, что любые занятия до 6-7 лет (то есть до момента начала обучения в школе) приносят только вред. Оценка эффектов от развивающих занятий в младенчестве раннем возрасте осложняется ещё и тем, что их результаты, зачастую, нельзя ни увидеть, ни измерить, ни отследить.

Для более детального обсуждения данной проблемы необходимо чётко разделить понятия «ранее развитие» и «раннее обучение». Иногда эти понятия расцениваются как синонимичные, но это не так. И ранее обучение, и ранее развитие – это направленная деятельность взрослого по отношению к  ребёнку, но развитие предполагает стимулирование познавательного интереса, познавательной активности самого ребёнка, а обучение – присвоение готового знания и умения.

Таким образом, ключевая разница между этими понятиями заключена в преследуемых взрослыми целях: при обучении это, как правило, достижение ребёнком высоких результатов в запоминании какой-либо информации, в чтении, письме, счёте, а при развитии – формирование алгоритмов и внутренних механизмов дальнейшего обучения.

Ранее развитие начинается не с передачи ребёнку какой-то суммы знаний, не с научения его чему-либо, «развитие вообще, а тем более психическое развитие начинается ровно с той точки, когда ребёнку надо самому преодолеть какие-то стоящие перед ним трудности» [1, с. 145].

Современные дети в младенчестве и раннем возрасте зачастую пребывают в состоянии абсолютного комфорта (сух, наелся без усилия из бутылочки, понят родителями по первому даже не слову, а жесту), им незачем проявлять особую активность и интерес к окружающему миру. Ранее развитие возможно, только если «взрослое окружение в полной мере осознает и практически реализует отведённую ему миссию – быть главной движущей силой адекватного развития ребёнка» [1, с. 146]. Родители и всѐ взрослое окружение ребёнка должны создавать в первую очередь

«максимально насыщенную сенсорную среду во всех возможных модальностях» [1, с. 164], чтобы сформировать у ребёнка образ мира, в котором всё насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

Таким образом, ранее развитие предполагает наличие специально созданной или адаптированной для ребёнка среды, наполненной интересными объектами для изучения всеми органами чувств. Раннее развитие ребёнка не может начинаться и заканчиваться в определённый час, как в популярных сейчас развивающих центрах, это специально организованное общение ребёнка и взрослого пронизывает весь день малыша, все режимные моменты.

Родителям следует помнить, что ни в коем случае нельзя форсировать темпы детского развития, ведь чрезмерный «крен» в сторону интеллектуального развития часто приводит к понижению уровня социализации ребёнка и его эмоциональной нечувствительности. Именно на это чаще всего ссылаются противники раннего развития детей. К осторожности в выборе методик призывают и врачи, видящие в ранних занятиях и завышенных требованиях к ребёнку причины различных нарушений здоровья. Среди негативных последствий раннего развития и обучения выделяют также возможную перегрузку центральной нервной системы, дисфункции в развитии мозговых структур, стрессы, логоневрозы, навязчивые движения и многое другое. Важным ориентиром в раннем развитии детей являются сензитивные периоды, подробно описанные в работах М. Монтессори.

Литература:

  1. Семенович, А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии [Текст]/ А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Раннее развитее детей: ЗА и ПРОТИВ.

Опыт показывает, что грамотный подход к раннему развитию ребёнка помогает максимально раскрыть его способности. Однако, бездумная стимуляция и излишнее давление на ребёнка могут привести к непредсказу...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...