ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
статья (младшая группа)

Воинова Дарья Федоровна

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voinova_d.-statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Воинова Д.Ф.

МБДОУ «Детский сад №207» г. Чебоксары

Воспитание ребенка является одной из главных задач современного общества.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что игра является основным видом деятельности, в которой формируется личность и обогащается ее внутренне содержание. Это подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем указано, что именно в игре ребенок знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые оказывают влияние на формирование собственного поведения.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее своеобразным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) и педагогов (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и Н. Я. Михайленко).

Ученые считают, что игра, являясь моделью социальных отношений взрослых, при определенных педагогических условиях и методах, способствующих обогащению его содержания морально ценным сюжетом, формирует нравственные качества личности и положительные взаимоотношения между детьми (А.А. Анциферова, А.К. Бондаренко, Л.П. Бочкарева, Т.Н. Бабаева, М.В. Воробьева, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Пеньевская, И.Б. Теплицкая и другие).

Исследователями выявлено, что в игровой деятельности проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты взаимодействия (Т.В. Антонова, А.А. Рояк, С.Г. Якобсон и другие). Изучены условия, способствующие благоприятному психологическому климату в игровом объединении (JI.B. Артемова, О.М. Гостюхина, О.О. Папир, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Р.А. Смирнова и другие).

Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игровая деятельность широко применяется в образовательном процессе ДОУ: и в рамках организованной образовательной деятельности, и в совместной и самостоятельной деятельности детей. Однако возможности самодеятельной сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольника используются недостаточно.

Мы изучили уровень проявления воспитанности детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре. В исследовании как эмпирический метод использовалось наблюдение. Оценивался уровень проявления детьми гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности.

Результаты наблюдения показали в целом идентичную картину проявлений по трем показателям. Примерно половина детей проявляли гуманность, дружеские взаимоотношения, культуру поведения в рамках возрастных особенностей. Коллективизм и дисциплинированность оказались наиболее сложными качествами. Их продемонстрировала в игре только пятая часть детей. Это объясняется тем, что в этом возрасте преобладают одиночные игры или игры рядом, а поведение детей носит непроизвольный характер.

С целью уточнения уровня воспитанности детей было проведено анкетирование воспитателей. Они отметили, что более половины детей демонстрируют высокий уровень воспитанности в играх в соответствии с требованиями образовательной программы.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра имеет колоссальное значение в воспитании дошкольника.

При обобщении педагогической литературы нам удалось раскрыть значимость воспитания ребенка-дошкольника в сюжетно-ролевых играх, ведь в нынешнее время дети чаще интересуются информационными технологиями, и родители мало уделяют внимание ребенку и не могут должным образом показать пример достойного человека.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном образовательном учреждении при правильном подходе является одним из основных инструментов воспитания. У воспитанников повысились навыки и умения в реализации различных сюжетов игры. Благодаря этому дети стали более воспитанными и уже самостоятельно могли обыгрывать несложные сюжеты. В процессе наблюдения, беседы, даже застенчивые ребята проявляли большую активность и любознательность, старались играть вместе с группой детей.  

Проведенная работа позволила нам разработать рекомендации по воспитанию ребенка-дошкольника в сюжетно-ролевых играх, и мы искренне думаем, что родители и педагоги будут стараться увлечь ребенка в удивительный мир игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Воспитание и обучение в сюжетно – ролевой игре детей второй младшей группы «Поездка в магазин»

Цель:Продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем....

Программно-методический материал "Нравственное воспитание в процессе организации сюжетно-ролевой игры с детьми 3-4 лет"

Программно-методический материал: «Нравственное воспитание в процессе организации сюжетно-ролевой игры с детьми 3–4 лет»...

Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКАВ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ...

консультация для воспитателей "Экономическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

консультация проводилась в форме семинара-практикума с проигрыванием сюжета....

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры..pdf

Сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам...