Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
статья (средняя группа)

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы его экологического мышления, сознания, экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbdou_detskiy_sad_27_avodneva_statya.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №27

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «НАДЕЖДА»

Тема: Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Выполнила:
Аводнева Е.В.      

Санкт-Петербург

2021 г.

Оглавление

Введение        3

Экологическое воспитание дошкольников        4

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников        5

Итоги работы        7

Введение

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от нас понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы его экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при условии  если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Детские сады занимают особое место в жизни детей в эпоху детства, их воспитательное воздействие длительно и эффективно происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью к внешним воздействиям. Важно уже с младшего дошкольного возраста стимулировать развитие кругозора, насыщение доступными пониманию детей знаниями, что дает пищу для них и вызывает потребность исследовать природу того, что его окружает.

Экологическое воспитание дошкольников

      Говоря о специфике методики экологического воспитания для  детей с нарушениями слуха, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Авторы различных программ и пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». В  работе так же используются : « Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста». Авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.В .-Москва, Просвещение, 1991г. Так же используются парциальные программы:  С.Н.Рыжовой «Я и природа», С.Н.Николаевой «Юный эколог».

Цель экологического воспитания – формирование  человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников можно осуществлять через проектную деятельность.

Проект-это самостоятельная и комплексная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результат, которого обобщается и объединяется в одно целое. По времени проект бывает долгосрочный и краткосрочный. По цели: познавательным, игровым, творческим… . Проект может включать в себя: занятия, игры, прогулки, наблюдения, экскурсии, природоведческие акции и другое.

-1 этап работы по проекту – подготовительный.

Необходимо провести диагностику детей, выявить уровень экологической грамотности. И, исходя из результатов диагностики, поставить перед собой цель, подобрать подходящую тему, определиться с задачами (чему хотим научить).

-2 этап – основной.  Проведение основных мероприятий по плану.

Работу лучше начать с перспективного планирования, которое пишется на каждый месяц. В планировании работает три блока.

1блок - методический. Подбор информации, иллюстраций, художественного слова; создание картотек, конспектов, дидактических игр.

2блок – воспитательно-образовательный. В нём указывается работа, которая проводится с детьми.

3блок – работа с родителями. Помощь родителей всегда необходима и бесценна в воспитании детей.

-3 этап –  заключительный.

В конце года можно дать оценку полученным результатам и определить перспективу на следующий год.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм.

Озеленяем группу, территорию. Весной на своем участке вместе с детьми пересаживаем цветы на клумбах, на огороде сажаем лук, зелень, помидоры, бобы.   Дети любят ухаживать за ними, следят за почвой, рыхлят, поливают. Особое место отводим занятиям, играм на свежем воздухе.

Формируем экологически грамотное поведение в природе, воспитываем чувства ответственности, желания и умения сохранять окружающий мир природы.

В течение зимнего периода выращиваем лук на зелень, цветы. Дети ухаживают за комнатными растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

Развивающая предметная среда должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательность, нравственность, ценностнсть и деятельность.

Мы ставим перед собой задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных, человека.

При ознакомлении детей с неживой природой мы используем разнообразные формы и методы работы. В общении с природой важно научить детей взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой – бережное отношение к объектам неживой природы: растениям, животным. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей. Воспитатель обязан максимально использовать природную среду, чтобы формировать у детей отношение к природе, через чувства, познание и действие.

Итоги работы

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Многие дети, как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.

Задача воспитателя  - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

 Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой.  В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семейного воспитания на развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.

Влияние семейного воспитания на развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Статья «Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха».

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже...

Воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и  особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усв...