ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГР СВОИМИ РУКАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (подготовительная группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

Преимущество собственноручно сделанных дидактических в том, что их можно сделать из подручных средств, или из некоторых материалов: карандашей, цветной бумаги, красок.… Это гораздо дешевле, чем приобрести готовую игру в магазине. А так же большой выбор (полифункциональность) – «полёт» творческих фантазий, формирование творческих навыков у ребёнка.. При этом мы делаем  игру вместе с ребёнком, что он обязательно оценит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования город Саяногорск

Закутилина Валентина Дмитриевна

воспитатель

МБДОУ № 20 «Дельфин»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГР СВОИМИ РУКАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(опыт работы)

Важной и ведущей деятельностью воспитания и обучения детей дошкольного возраста являются игры. Ученными мирового масштаба и ведущими специалистами, педагогами-практиками системы дошкольного образования доказано, что ребенок успешнее усваивает тот или иной материал в процессе игры. Поэтому умелое использование педагогами всевозможных игр и организация самого учебного процесса в игровой форме даст  положительные результаты и будут способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

 Каждая дидактическая игра решает не только образовательные, но и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления. С  их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, отношения, поступки и поведения. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых. Воспитывает  уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться. При  красочном оформлении, художественном  исполнении развивается эстетический вкус.

Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

 Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Обязательным условием любой дидактической игры являются какие-либо правила. При помощи этих правил, дети учатся быть организованными и последовательными.

Правила помогают воспитывать в детях терпение и спокойствие, тренируют их психоэмоциональное состояние. Только правила должны быть не слишком жёсткими и соответствовать определённому возрасту, они должны быть выполнимы.

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Выбирая  игры для детей, трудно не запутаться, не растеряться. Кроме того, часто бывают случаи, когда купленная игра не вызывает у малыша интереса, или в нее неудобно играть, или же качество игры оставляет желать лучшего. Анализируя игры, которые имеются в нашей группе, поняла, что не все из них используются так часто, как хотелось бы.

С целью роста познавательного интереса дошкольников, педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность.

Преимущество собственноручно сделанных дидактических в том, что их можно сделать из подручных средств, или из некоторых материалов: карандашей, цветной бумаги, красок.… Это гораздо дешевле, чем приобрести готовую игру в магазине. А так же большой выбор (полифункциональность) – «полёт» творческих фантазий, формирование творческих навыков у ребёнка.. При этом мы делаем  игру вместе с ребёнком, что он обязательно оценит.

Дидактические игры своими руками развлекательное обучение. Суть таких игр в том, чтобы дети даже не задумывались о том, что процесс, который их завлекает – это учёба. Они воспринимают такие формы развлечения только как игру.

Я задумались над тем, чем пополнить центр дидактических игр и как разнообразить игровую среду группы. Изучив материалы по данной теме, пришлак выводу, что самым лучшим вариантом станет создание игр своими руками, причем, совместно с детьми. Такое занятие, безусловно, станет весьма полезным для ребят, а педагогам поможет решить сразу большое количество задач. Более того, создание собственной «авторской» игры способствует реализации принципа индивидуализации образовательной среды, так как каждый ребенок может проявить себя в этом интересном деле и внести свой вклад в пополнение игровых центров. Ребята учатся ценить свой и чужой труд, оказывать друг другу посильную помощь, и, конечно, играть вместе и по правилам. Кроме того, создание собственных игр с участием родителей должно положительным образом сказаться на детско-родительских отношениях и на взаимодействии семьи и ДОУ.

Сначала я переработала большое количество информации из всемирной паутины, запаслась идеями, материалами и приступила к делу. В сборе материалов нам активно помогали родители.

В нашей группе были игры - соединялки, распечатанные из интернет- источников. Ребята с удовольствием в них играют. Предложила пофантазировать и попробовать каждому изготовить подобную игру - соединялку самостоятельно. Ребята придумали игры и правила. Получились яркие, практичные и интересные игры! А потом мы с удовольствием подарили несколько игр ребятам из параллельной группы и научили их играть! 

Следующую игра, которую мы изготовили, мы назвали «Полезный конструктор».

Из разноцветных плотных  салфеток вырезали разнообразные фигурки и сделали интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…

Варианты игр «Полезного  конструктора»:

  • «Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
  • «Напиши цифры. » - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
  • «Напиши букву. » - ребенок выкладывает букву.
  • «Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
  • «Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
  • «Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
  • «Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
  • «Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
  • самый большой», «самый маленький».
  • «Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
  • «Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
  • «Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
  • «Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

В индивидуальных тетрадях по подготовке к обучению грамоте были задания на составление слов по первым буквам названий предметов. Ребята всегда с интересом и успешно справлялись с ними. И нам пришла в голову идея создать целую подборку подобных заданий. Мы вырезали картинки и придумали слова, которые хотели составить, наклеили картинки в нужной последовательности. Что , безусловно, помогает ребенку почувствовать себя успешным в таком непростом деле как обучение грамоте.

Одна из воспитанниц принесла в группу кинестетический песок - вещество, напоминающее на ощупь мелкий нежный песочек. Эта забава продается и стоит очень дорого, а я, поискав информацию, нашла рецепт самодельного песочка, в составе которого только картофельный крахмал, немного воды и детский крем или масло. Если подкрасить воду пищевым красителем, играть станет веселее! Соединив все компоненты, мы получили нежную сыпучую субстанцию, напоминающую тот самый песочек. С помощью формочек можно играть, закапывать и искать мелкие игрушки, а если смесь подсохнет, добавить немного воды. После игры останется лишь сполоснуть руки. Кроме прочих достоинств я оценила также экономичность этой забавы.

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Таким образом, мы поняли, что не каждая магазинная игра принесет детям пользу и доставит радость, но игра, созданная своими руками, да еще совместно с ребенком, уж точно не будет пылиться на полке! Такая систематическая работа дала положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная культура, как средство развития ребенка дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития личности является воспитание музыкальной культуры....

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....

Камешки «Марблс», как современное средство развития ребенка дошкольного возраста

Стеклянный шарик Марблс –далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название «марблс» (то есть мрамор...

Конспект к мастер классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Конспект к мастер классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...

Презентация к мастер- классу.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Презентация к мастер- классу.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...

Буклет к мастер -классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Буклет к мастер -классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...