Краткий обзор вариативной части АООП ДО в группах компенсирующей направленности
методическая разработка

Елена Михайловна Фролова

Реализация парциальной программы С.Н. Николаевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

Выступление на РМО учителей-дефектологов

«Краткий обзор вариативной части АОП в группах компенсирующей направленности»

Подготовил

учитель-дефектолог

Фролова Е.М.

Балашов, 2021

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации  должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

 Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС.

 Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

В соответствие с требованиями ФГОС ДО к структуре и разделам АОП ДОУ, каждый – целевой, организационный, содержательный включают как обязательную часть, так и часть, формируемую участниками образовательных отношений.  

СЛАЙД 3

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции Организации или Группы. (ФГОС ДОУ)

СЛАЙД  4

В МДОУ д/с Космос г. Балашова  учителем-дефектологом совместно с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР  реализуется парциальная программа «Юный эколог» С.Н.  Николаевой, которая решает задачи образовательной области «Познавательное развитие» (в разделе «Ознакомление с миром природы»). Программа направлена на формирование основ экологической культуры.

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

  Принцип интеграции, реализуемый в программе, позволяет формировать у дошкольников         более полные представления об окружающей действительности.

СЛАЙД  5

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.  Такое отношение строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к  которым относиться и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер.

СЛАЙДЫ 6, 7

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это наблюдения за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение календаря природы, занятия, игровые обучающие ситуации.

СЛАЙД  8

Природа – это одно из средств познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста, неиссякаемый источник знаний. Дети ежедневно соприкасаются с природой. Ее богатый и разнообразный мир пробуждает интерес у детей, любознательность, воображение. Природа – богатейший источник развития. Рассказывание по картине, заучивание стихотворений о природе, сочинение рассказов и сказок о природных явлениях способствует развитию связной речи.

Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность с детьми проводится во время занятий воспитателя, в часы прогулки.

СЛАЙД 9

Отводя детей на прогулку, мы проходим мимо клумб с цветами, наблюдаем, какие цветы растут в начале осени, уточняли их названия, особенности окраски, строения, обращаем внимание на красоту клумб, за которыми мы ухаживаем,  с цветущими растениями.

На подгрупповых  занятиях, изучая лексическую тему «Осень» так же идет разговор об осенних цветах. Благодаря наблюдениям дети узнают названия многих цветов, говорят о том, что нужно для благоприятного роста растений.

В рамках изучения данной темы проводятся наблюдения за погодой. Дети рассматривают небо, рассказывают, какого оно цвета, есть ли на нем облака или тучи, идет ли дождь. По состоянию неба дети учатся подбирать определения, обогащая тем самым словарь (небо хмурое, серое, ясное, солнечное, погода пасмурная, солнечная, облачная, дождливая и т.д.). С помощью вертушек мы определяем дует ли ветер, с помощью бумажных лент направление ветра, ищем признаки по каким еще можно определить наличие ветра. В группе и в кабинете выполняя дыхательную гимнастику, дети выступают в роли ветерка и дуют на «листочки», «султанчики», бумажные полоски и т.д.

Изучая лексические  темы «Овощи», «Фрукты» дети с родителями, посещая продуктовые магазины, обращают внимание на то, какие овощи и фрукты продаются в магазине.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. На подгрупповых занятиях закрепляются знания об овощах и фруктах, вспоминали их названия, определяли форму, цвет, величину, размер, запах.

Изучая лексическую темы «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» проводятся наблюдения за птицами на участке, закрепляем названия птиц, особенности строения, образа жизни птиц, питания. Дети учатся составлять описательные рассказы о птицах, разучиваем подвижные игры по данной теме, стихи, узнают о том, как можно помочь птицам зимой. Родители воспитанников участвуют в изготовлении кормушек вместе.

СЛАЙД 10

При изучении лексических тем «Дикие животные», «Домашние животные» проводятся предварительные беседы о животных.

 На подгрупповых занятиях систематизируются знания об особенностях  внешнего вида, жилище, способе питания, о том, какую пользу приносят человеку (домашние животные), словарь детей обогащается существительными (коровник, конюшня, свинарник, логово, нора и т.д.), прилагательными (рогатая, шерстяные (варежки), зубастый, шустрый и т.д.), глаголами (доить, грызть, мчаться, скакать и т.д.), дети учатся составлять описательные рассказы, рассказ по картине.

Изучая лексическую тему «Новый год», проводится акция «зеленая елочка – живая иголочка». Дети наряжают живую елку на участке новогодними игрушками, а в группе искусственную. Тем самым мы воспитываем любовь к природе, чувство сопереживания к природе, желание заботиться и охранять природные объекты.

В проведении данной акции принимают участие родители воспитанников, изготавливая вместе с детьми плакаты о сохранении елей.

СЛАЙД 11

В рамках лексической темы «Зима», дети наблюдают за небом, осадками, ветром, почвой, деревьями. Учатся рассказывать о своих наблюдениях.

СЛАЙДЫ 12, 13, 14, 15

В январе проводилось наблюдение «Какой снег и сколько его на участке?». Детям предлагалось взять в руки горсть снега, почувствовать, что он холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег  и обнаружить, что он мягкий и легко утаптывается в плотный слой. Обращаю внимание на то, что снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Объясняю детям то, что толщину снежного покрова можно измерить с помощью палки-снегомера.

СЛАЙД 16

Большая работа проводится при знакомстве с комнатными растениями. На подгрупповых логопедических занятиях систематизируются знания о комнатных растениях, уходе за ними, особенностями их строения,  содержания. Дети знакомятся с новыми растениями, научились сравнивать растения, составлять описательные рассказы, отгадывать загадки.

СЛАЙДЫ 17

Дети с удовольствием демонстрируют знания в области ухода за растениями.

СЛАЙД 18

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками по программе «Юный эколог» совпадает с изучением лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы». В холле детского сада находится большой аквариум с рыбками. Часть первого подгруппового занятия проходит именно там. Дети вспоминают названия рыб, закрепляют знания об особенностях строения их тела, среде обитания, способе питания.

СЛАЙД 19

 В ходе наблюдений дети не только вспоминают названия рыбок, но и учатся отличать их друг от друга, находя отличительные особенности, присущие определенной рыбке.

СЛАЙД 20

В живом уголке в МДОУ д/с "Космос" живут декоративный кролик, черепахи и улитки.

 Работая над темой «Весна» проводятся наблюдения за изменениями в природе. Так же проводятся беседы о жизни диких животных весной.

На улице проводятся наблюдения за первоцветами мать-и-мачехой. На подгрупповых  занятиях закрепляются знания и о других цветах: ветренице, крокусе, подснежнике.  

При изучении лексической темы «Насекомые» дети наблюдают за насекомыми, узнают об особенностях их жизни, строения тела.  На подгрупповых занятиях дети рассказывают стихотворения о насекомых, отгадывают и загадывают загадки, играют в подвижные и пальчиковые игры.

Все мероприятия, которые проводятся в течение учебного года  по программе «Юный эколог»  повышают экологическую культуру не только детей, но и их родителей, благоприятно влияют на отношение к природе, пробуждают чувства любви, сострадания, заботы. Материал, предлагаемый программой «Юный эколог» перекликается с лексическими темами, обогащая предварительную работу к изучению лексической темы интересными и познавательными наблюдениями, беседами, занятиями.

СЛАЙД 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание вариативной формы реализации АООП ДО в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Карусель»

Данная образовательная практика была представлена на методических объединениях воспитателей логопедических групп и логопедов Ленинского района, слушателям курсов повышения квалификации ККИПК РО. По от...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для старшей группы...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Презентация "ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ АООП ДО"

В презентации представлены парциальные программы и методическая литература вариативной части адаптированной основной образовательной программы ДО....