Развитие нравственно-волевых качеств у дошкольников с помощью речевых игр
методическая разработка (средняя группа)

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление общего образования Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области

Консультация для педагогов:

«Развитие нравственно-волевых качеств у дошкольников

с помощью речевых игр»

Учитель-логопед МДОУ №12 «Звездочка»:       Андрианова Л.М.

Ртищево

2020г.


Пояснительная записка

          Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

      Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.

      В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

    Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

       Игра позволяет логопеду завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям. Во-первых, это потребность в движении. Известно, что маленькие дети большие непоседы, бегать им гораздо проще, чем ходить, а труднее всего усидеть на месте. Эта игра позволяет без особых ограничений бегать и прыгать. Удовольствие от движений приводит детей в прекрасное расположение духа. Во-вторых, удовлетворяется потребность в  речевом общении и доброжелательности взрослого. Тот факт, что логопед играет с ними на равных, вместе с ними смеется, снимает напряженность, вселяет в детей бодрость и жизнерадостность. И, наконец, в-третьих, в игре удовлетворяется потребность детей в новых приятных впечатлениях. Это впечатление от художественного слова, от воображаемой жизненной ситуации, так хорошо знакомой малышам.

 Речевое общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, что способствует нравственному воспитанию ребенка.

Представленные игры являются эффективным средством развития речи и нравственно-волевых качеств у  дошкольников.

В основе игр лежат следующие принципы: 
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; 
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; 
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач; 
- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; 
- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В ходе игр решаются следующие задачи:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками;

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых;

- Учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его;

- Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Учить помогать им;

- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность;

- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

- Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д;

- Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков — стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек — скромность, заботу о других);

- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

- Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности;

- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

- Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

2. Игры, развивающие речевое общение дошкольников.

С кем я подружился

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по - размеру детской руки.

Ход игры.

 Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребёнка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков — запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.

Примечание. В игре участвует столько человек –сколько отверстий в коробке.

Узнай по хлопку

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Ход игры.

 Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать; но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.


Смелые –трусливые

Возраст: 2-4 года.

Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Ход игры. 

Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (мышонка, медведя), а затем поделиться своими впечатлениями.

Жизнь в лесу

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры:  организовать детей, сблизить их друг с другом,развивать навыки неречевой коммуникации.

Ход игры.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.


Раздувайся пузырь

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: способствовать налаживанию взаимоотношений между детьми и с взрослым.

Ход игры.

Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Ведущий берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Взрослый берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с ведущим дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Ведущий входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, взрослый говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.

Кто к нам пришел?

Возраст: 4-6 лет.

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.

Ход игры.

Ведущий рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно — об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок. Взрослый помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода.

Вернувшись к остальным детям, ведущий объявляет; «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав-гав-гав») и машет сзади рукой будто хвостиком, если котенок— мяукает и ложится на ковер на спинку, если петух — гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!», а если пришла козочка — выставляет рожки и прыгает.

Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Ведущий старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик...» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьею гостя взрослый подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

В дальнейшем игру можно проводить иначе. Ведущий раздает детям предметные картинки, на которых изображены знакомые им животные или птицы: ворона, воробей, утка, гусь, собака, кошка, свинья, корова, лошадь и т. д., причем некоторые картинки могут повторяться. Положив свои картинки на стульчики изображением вниз, дети по очереди подходят к ведущему и сообщают, что изображено. Взрослый подсказывает ребенку движения, соответствующие образу, и помогает войти в свою роль. В остальном игра продолжается так, как описано выше.

Плохое и хорошее

Возраст: 3-6 лет.

Цель игры:  научить детей видеть разницу между плохим и хорошим, различать положительные и отрицательные качества характера.

Ход игры. 

Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача — развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

Мостик

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры. 

Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника — провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы — тогда, проходя под ними, вы будете пригибаться к земле или проползать.

Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Ветер и солнце

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей достигать своих целей, мягко воздействуя на партнера, убеждая его с помощью ласки, а не агрессии, относясь к нему с уважением и вниманием.

 Ход игры.

 Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее, Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть, что было сил. Но чем сильнее старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, — сказало Солнце Ветру, — лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего — выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Репка

Возраст: 3-5 лет.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, развить у них чувство взаимопомощи и справедливости.

Необходимое оборудование: небольшая игрушка «репка».

Ход игры. 

Детям предлагается вспомнить сказку «Репка». Ведущий помогает ребятам (если это необходимо) распределить роли. Далее дети вместе с ведущим действуют по сценарию сказки.

Ведущий рассказывает: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может». После этого ведущий задает вопрос: «Что же делать деду?» Дети отвечают: «Позвать бабку!» Ребенок, исполняющий роль деда, зовет бабку. Так продолжается до тех пор, пока не будут задействованы все персонажи сказки. Когда репка будет выдернута из грядки, ведущий спрашивает, что же теперь делать с репкой. Дети (или ведущий) предлагают поделить репку поровну между всеми участниками игры.

Примечание. В качестве репки можно использовать мешочек со сладостями.

Подарок

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры. 

В группе детей выбирается водящий — предполагаемый именинник. Ведущий предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Лохматый пес

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила.

Ход игры.

На земле чертится кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Ведущий подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала ведущий сам ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:

            Вот сидит лохматый пес,

            В лапы свой уткнувши нос.

            Тихо, смирно он сидит,

            То ли дремлет, то ли спит.

            Подойдем к нему, разбудим

            И посмотрим, что-то будет!?...

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Правила игры:

Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;

Пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;

Бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.

Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.

Смелые мышки

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры - воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость.

Ход игры.

Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников. Впереди перпендикулярно к линии стульчиков проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов; напротив стульчиков рисуется дом для ловушки ("кота"). После этого все дети садятся на приготовленные стульчики. Ведущий выбирает из них 5-6 человек на роль мышек, а одного - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворного текста, который произносит воспитательница вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится следующий хорошо известный текст С.Я. Маршака:

            Вышли мыши как-то раз

            Посмотреть, который час.

            Раз – два – три – четыре  –

            Мыши дернули за гири... (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири, а дети на стульчиках хлопают в ладоши).

            Вдруг раздался страшный звон! (... продолжительная пауза...)

            Убежали мыши вон!

С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь либо назад, либо вперед (по своему выбору). Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых кот дотронулся (хватать и тащить детей нельзя).

Сразу же производится оценка действий мышей и кота: это один из главных моментов игры. Дети на стульчиках, выполняющие роль жюри, вместе с ведущим отмечают, какие мышки были смелые, кого кот поймал, хороший ли был кот, не нарушил ли кто-нибудь правила игры. Ведущий, задавая наводящие вопросы, должен помочь детям заметить все нарушения правил и поощрить тех детей, которые вовремя начали бежать и четко выполняли все правила. После этого выбираются новые мышки и кот и игра повторяется сначала.

В первый раз эту игру лучше проводить в помещении, где меньше отвлекающих воздействий и легче сосредоточиться. В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, ее можно проводить на улице.

Список литературы:

1.Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. —207 с.

2.Беляков, Е. А. 365 развивающих игр /сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.

3.Григорьева А.А., Андреева Л.Д.

Роль игры в нравственно-волевом воспитании детей старшего

дошкольного возраста.-М.: 2001.- 236с.

4.Латий, Е. А. 365 игр и затей для маленьких детей [Текст] / Е. А. Латий. – М.:  ЭКСМО, 2002. - 752 с.

5.Детская психология [Электронный ресурс]. - http://psyparents.ru/

6.Шашкина В. П. Роль игры в воспитании личности [Электронный ресурс] - http://pedsovet.su/load/43-1-0-1947





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"

В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....

«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март

laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март...

Развитие нравственно – волевых качеств у дошкольников

Использование подвижных игр в развитии волевых качеств дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие нравственно – волевых качеств дошкольников посредством игр».

Формирование нравственно - волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Деятельность, которая приносит ребёнку удовольствие, способству...

Консультация «Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»

О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях...

Развитие нравственно- волевых качеств дошкольников посредством игр.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка....