Доклад на тему "Патриотическое воспитание дошкольников в музыкальном развитии.
методическая разработка (подготовительная группа)

Бондаренко Ирина Вячеславовна

В докладе раскрывается в каких видах музыкальной деятельности происходит воспитание ребенка патриота, гражданина своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx22.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников в музыкальном развитии».

Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту. Проще говоря, воспитание в детях эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Если брать национальный состав населения, то в городе Энгельсе преобладает русское население (порядка 80%), вторая по численности нация, представленная в нашем городе это украинцы, за ними следуют татары. Также помимо этих наций в нашем городе проживают немцы Поволжья, калмыки, казахи, но их процентная доля не велика, порядка 5%. Можно смело сказать, что Саратовская область — это многонациональный регион России.

Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном, который способствует осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе. Именно в детском саду у дошкольников закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.

Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому общение детей с музыкой позволяет решать многие воспитательные задачи.

В раннем возрасте патриотическое воспитание играет огромную роль в развитии ребенка, через фольклор, через любовь к матери, к природе. Чувства детей раннего возраста отличаются простотой, и непосредственностью.

И в песнях для детей раннего возраста звучат любовь, ласка и желание сделать маме приятное – это песни о маме, колыбельные, песни-потешки; песни о животных и птицах, о березке и т.д. Знакомство с народными инструментами: ложки; свистульки; бубен; гармошка.

Патриотизм — это не только чувство любви к Родине. Он включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, и общественную жизнь людей.

Очень верно подметил советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Более сложные переживания в песнях старших дошкольников: гордость за свою маму и дружелюбие (мама – старший друг и товарищ), чувство нежной радости и ласкового спокойствия.

Один из важных этапов работы - использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.  Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме прочно вошли в детский репертуар и исполняются на праздниках в международный женский день.

Художественной и естественной почвой для патриотического воспитания ребенка является фольклор. Наряду с иными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и те, чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка. В песнях и танцах есть и широта русской натуры, ее размах и мягкость, задушевность, свойственные национальному характеру- «Во поле береза стояла»; энергичность, подвижность украинского танца «Гопак» и т.д.

Фольклор является одним из основных средств при воспитании патриотизма. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен, является   основой воспитания патриотизма у старших дошкольников. И как новый уровень, более сложный — через историческую песню, героический эпос изучалось историческое прошлое нашего народа.  

Музыкально-фольклорные игры также помогают детям не только понять значение труда в жизни человека, но и воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков.  имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей их природой. Затрагивает жизненно важные аспекты человека — от предметного видения мира к проблемам Отечества, Родины.  Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Горелки»; «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др

Благодаря знакомству с музыкально-фольклорными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только патриотическое воспитание, но и сохраняем физическое, духовное здоровье наших детей.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. На музыкальных занятиях дети знакомятся с понятием «народная музыка». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Дети с удовольствием слушают, разучивают и исполняют народные хороводы, танцы; песни; потешки, частушки:

Традицией в детском саду стало проведение мероприятий: «Осенины» «Святки» «Масленица» «День защиты детей» «Веснянка».

Например, в этом году мы провели яркий, зажигательный фольклорный праздник «Ярмарка для мамы», где педагоги были одеты в русские народные костюмы. Дети исполнили русские народные игры: плетень; ярмарочная карусель;

Наряду с музыкальным фольклором, очень важны произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки, пальчиковая гимнастика, народные промыслы). Это способствует наиболее яркому и полному восприятию музыкальных образов.

Учитывая неразрывную связь народной музыкальной культуры и профессиональной, параллельно дети знакомятся с музыкой русских, зарубежных композиторов. Слушая «Детский альбом» П. И. Чайковского ребята, знакомятся с картинами русской природы, русского быта, русскими сказками. Есть в «Детском альбоме» пьесы, которые отражают музыкальную культуру других народов: «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка».  Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», «Баба Яга» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера. Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.

Используя музыкальные игры народов других национальностей например: немецкая народная игра «Сапожник»; Английская народная игра «Давайте все делать, как я»; Польская народная песня-игра «Улыбнуться не забудь»; Украинская народная игра «Волк и козлята»; - есть очень важный этический момент: обращение к музыке другого народа – дань уважения к нему, а значит способствовать сплочению патриотических чувств многонациональных народов.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Праздник 23 февраля в нашем детском саду проводится ежегодно. В мероприятии используется большое количество перестроений, игр, эстафет. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, композитора Филиппенко и “Будем в армии служить” композитора Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием дошкольников быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. 

Тема «Космос» для воспитанников интересна и познавательна. Космос исторически богат прошлым и настоящим, что позволяет нашим детям, гордится героями и покорителями космоса. А сколько гордости испытывают дошкольники за Россию, в которой родился человек, первым покорившим космос.  

Знакомство с символикой РФ является обязательным дополнением к проведению праздников и развлечений различной тематики.  В репертуар обязательно включаются «Гимн РФ», дети знакомятся с флагом и гербом Российской Федерации.

Говоря о защитниках нашей Родины, невозможно оставить без внимания тему Великой Победы.

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Композиторами уделяется огромное внимание теме   патриотизма, которую они отразили в своем творчестве.  В годы войны было много написано музыкальных произведений, которые отражают события, настроение, характер военного времени.  Участие в конкурсах «Весна Победы»; «Чтобы помнили» на тему Великой Победы развивает интерес детей к истории народа и страны, воспитывает уважение к ветеранам.

Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику имеет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные и патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. В ходе подготовки праздника, как правило, используются такие музыкально-подвижные игры как «Самолеты», «Боевая тревога», «Мы – танкисты»; «Разведчики»; «Перевяжи раненого» и т.д..

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления, полученные на экскурсиях к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма, ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу, ближе ему и легче для его восприятия.

Играя на музыкальных инструментах, дети передают знакомые им образы. Например: металлофон – капель, трещотка – ветер, барабан – гром…

Таким образом Нравственно-патриотическое воспитание является основой культуры нашего Отечества, формированием ценностного отношения к культурнo-иcтoричecкoму прошлому России в сочетании с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за cвoe Отечество, воспитываем уважение к родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям. А так же воспитываем уважение к истории и культуре своей Родины, к государственной символике, народным традициям не только русских, но и народов других национальностей, к  природе  родного края,  способствуем   становлению гражданина Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором...

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...

"Музыкальное воспитание дошкольника, как средство развития гармоничной личности"

В статье рассматривается проблема влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....

Доклад "Нравственно - патриотическое воспитании дошкольников на занятиях по средствам развития речи"

Педагогический совет. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитании дошкольников по средствам развития речи.»...

Стендовый доклад «Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к музыкальному фольклору»

Одной из основных задач – приобщение ребенка к фольклору, является знакомство с русскими старинными традициями через музыкальные занятия, утренники, посиделки. При этом прививается детям любовь ...