Доклад "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности"
материал

Скурихина Елена Юрьевна

Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

Доклад

«Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников

средствами музыкальной деятельности»

Музыкальный руководитель:

 Скурихина Е. Ю.

с. Кичигино

2023 уч. г.

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников

средствами музыкальной деятельности

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления актуальна на любые времена: «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников», и так как я музыкальный руководитель, то я реализую это средствами музыкальной деятельности.

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, это старт для развития всех высоких человеческих начал. Лучший период времени для закладки моральных, нравственных, гражданских и патриотических основ, которые сделают детей устойчивыми к нежелательным влияниям.

Уберечь ребёнка от встреч с этими отрицательными влияниями невозможно, я думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Это телевидение, компьютерные игры, которые буквально вскрывают душу ребёнка. Мультфильмы, в которых присутствуют не понятные персонажи и монстры. Следовательно, появляются непонятные, жестокие подвижные и сюжетно - ролевые игры.  А вот подготовить к встрече с ними вполне реально. Мы с вами прекрасно знаем, что, прежде всего ребёнка воспитывает атмосфера, которая присутствует в семье. Личный пример родителя, прежде всего, вот, что очень важно. Но немалое значение несёт в себе, личный пример педагога.

Что же такое гражданское воспитание? Соловьёва Елена  Викторовна, даёт такое определение гражданскому воспитанию: «Гражданское воспитание – это формирование основ определённой модели поведения. Эта модель поведения соотносится с государством. Не со страной, а именно с государством, как с особым социальным институтом. Цель гражданского воспитания заключается в коллективном обеспечении благополучия людей населяющих определённую территорию. А что же такое гражданственность - эта когнитивная, а не эмоциональная функция. Это позиция, которая проявляется в определённом поведении».

В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив. В 2022 году у нас в учреждении был оформлен центр гражданско - патриотического воспитания, в котором я, как музыкальный руководитель, начиная говорить о гражданственности со своими воспитанниками, конечно в первую очередь обсуждаю символику государства (Герб, Флаг, Гимн). 

Рассматривая герб и флаг, прослушивая гимн нашего государства, мы  обязательно сравниваем гербы, флаги и гимны других государств.

Когда мы говорим про государство, мы не можем не затронуть военную тематику. Следовательно, проводим беседы о том, кто защищает наше государство, просматриваем презентации, например про военную технику, разучиваем песни и игры, танцы, флэшмобы, проводим государственные праздников (День Конституции, День Российского Флага).

Очень важно поддерживать инициативу детей. Выслушивать мнения детей и прислушиваться к их предложениям. Нужно с детства привить ребёнку, что его голос и его мнение важно, тогда в нём будет формироваться принцип гражданского поведения. Приучать, активно участвовать в общественной жизни. Ведь гражданственность - это активное участие.

А что же такое патриотическое воспитание?

Осипов Алексей  Ильич говорит, что: «Патриотическое воспитание – это, прежде всего любовь к другим людям», то есть доброе, искреннее отношение друг к другу.

По мнению Соловьёвой Елены Викторовны,  патриотизм - это отношение. Отношение к другим людям, к Родине, то есть, к стране с которой человек себя ассоциирует, к культурному пространству и единству, к географическому пространству, к климату и природе.

Патриотизм не формируется через знания. И это, одно из отличий от гражданского воспитания. Можно сколько угодно знать про флаг, герб, гимн, но эти знания не будут вызывать у человека никаких эмоций, ни каких чувств. То есть, нам необходимо формировать патриотические чувства, чтобы дать ребёнку правильное патриотическое воспитание.

Как это сделать? Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют средства музыкальной деятельности: музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении.

Прежде всего, давать материал, который эмоционально насыщенный. В первую очередь, это конечно произведения искусства (изобразительное искусство, музыкальное искусство, вокальное искусство, хореографическое искусство), кино, художественная литература.

Огромный потенциал патриотического воздействия  заключаются в народном фольклоре. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Так же необходимо учесть, что тот фольклор, который мы подобрали, нельзя переделывать или обрабатывать, иначе потеряется вся красота слова, весь смысл.

Важными моментами здесь являются: будет ли этот материал просто познавательным или это будет часть системы воспитания, то есть, например, прослушивание музыкального народного фольклора должно быть систематическим, а не единичным. Необходимо уделить огромное внимание к подбору материала, который мы предлагаем детям. То есть, материал нужно фильтровать.

Для формирования патриотического чувства очень важно, чтобы дети видели и знали не только очень красивые и огромные пейзажи страны, но и соотносили себя с ними. То есть, чувствовали, уже в дошкольном возрасте, что «широка страна моя родная». Чтобы понимали, с чего начинается родина?

Таким образом, систематически приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нрвственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Проект по нравственно-патриотическоу воспитанию дошкольников в музыкальной деятельностиТип проекта:По тематике-информационно- творческийПо составу участников-коллективный     По ср...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Буклет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности"

Патриотическое воспитание формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к  своим близким, родному краю.Для ребенка - дошкольника Родина – э...

Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...